Найти тему

Триумф или трагедия генерала ШАЙМУРАТОВА -2

Энгель ЗАЙНЕТДИНОВ, член Союза журналистов Российской Федерации и Республики Башкортостан

О славном боевом пути 112-й дивизии написано около 20 книг, сотни статей. Она прошла с боями от Тульской области через Сталинград, Курскую дугу и дошла до пригорода Берлина.

ФОРМИРОВАНИЕ ДИВИЗИИ

Первые крупные успехи кавалеристов проявились в боях за оборону Москвы в декабре 1941 г., где конники кавалерийской группы генерал-майора Льва Михайловича Доватора проявили массовый героизм, там и погиб в бою сам Доватор. Он, видимо, был первым Героем Советского Союза среди кавалеристов.

13 ноября 1941 г. ГКО СССР принял Постановление за № 894/сс о формировании 46 национальных воинских формирований, в том числе 19 кавалерийских и горно-кавалерийских, в 11 союзных и 4 автономных республиках, в том числе и в БАССР. Башкирский обком ВКП(б) и правительство Республики от имени своего народа обратились в ГКО страны с просьбой разрешить создать в Башкирии дополнительно к уже сформированным ранее воинским соединениям две кавалерийские дивизии из местных жителей и за счет своих материальных ресурсов. Вскоре такое разрешение было получено: «Идя навстречу желаниям трудящихся Башкирской АССР, ГКО разрешает срочно формировать на территории республики две Башкирские кавалеристские дивизии. Номера дивизий — 112-я и 113-я. Желаем успеха. Председатель ГКО И. Сталин».

17 ноября 1941 г. бюро Башкирского обкома ВКП(б) и Совет народных комиссаров БАССР принял постановление «О формировании двух кавалерийских дивизий из местной национальности», в котором предлагалось всем райкомам и горкомам партии, исполкомам Советов, военным комиссариатам немедленно приступить к отбору людей (башкир и татар) в возрасте не старше 40 лет, крепких и морально устойчивых. В 112-ю дивизию прибыли военнообязанные и добровольцы из 37 районов республики (по 150—250 человек из каждого района).

В соответствии с приказом НКО СССР от 4 декабря 1941 г. полковник М.М. Шай-муратов 25 декабря 1941 г. приступил к исполнению должности командира дивизии. Он уроженец Кармаскалинского района БАССР, до этого, начиная с 3 октября 1941 г., командовал 1-м особым полком 2-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала Л.М. Доватора.

Дивизия дислоцировалась на станции Дёма около Уфы. Во время формирования дивизии в Уфу приезжал маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. Он побывал в дивизии и на предприятиях города Уфы. На Уфимском моторостроительном заводе вместе с его директором В.П. Баландиным обошел все цеха, попросил заводчан обеспечить дивизию удилами, стременами, подковами и другим снаряжением. Заказ маршала выполнялся в сверхурочное время, хотя люди и без того работали по 12 часов без выходных и отпусков.

22 марта 1942 г. в канун 23-й годовщины со дня образования Башкирской АССР председатель Президиума Верховного Совета БАССР Р.К. Ибрагимов в торжественной обстановке вручил дивизии Знамя Президиума и наказ башкирского народа его воинам. В ответном слове М.М. Шай-муратов заявил: «Мы оправдаем доверие нашего народа. Будем сражаться с врагом по-богатырски, до последней капли крови и вернемся с победой!»

11 апреля 1942 г. первый эшелон дивизии отбыл из Башкирии в действующую армию. Всего было отправлено 13 эшелонов, которые выгрузились на станции Ефремово в Тульской области. На проводах дивизии один из аксакалов республики вручил командиру дивизии М.М. Шай-муратову саблю как символ боевых традиций башкирского народа. Уже 1 мая1942 г. дивизия была включена в состав 8-го кавалерийского корпуса, ее воины приняли военную присягу.

РАТНЫЕ ПОДВИГИ ДИВИЗИИ

О славном боевом пути 112-й дивизии написано около 20 книг, сотни статей. Она прошла с боями от Тульской области через Сталинград, Курскую дугу и дошла до пригорода Берлина. За мужество и отвагу она награждена 4 орденами страны, а командир дивизии генерал-майор М.М. Шайму-ратов — орденом Красной Звезды.

Чтобы не повторяться, в данной статье рассматриваются лишь отдельные, наиболее значимые и кровопролитные сражения, в которых участвовала 112-я Башкирская кавалерийская дивизия; особенно те, по которым существуют различные оценки ее роли и которые по-разному освещены в печати.

24 июня 1942 г. дивизия, совершив 200-километровый марш, заняла оборону в районе станции Тербуны юго-западнее г. Елец и вступила в тяжелые бои с противником. Со 2 по 8 июля 1942 г. воины дивизии уничтожили 320 вражеских солдат и офицеров, вывели из строя 12 орудий, 2 танка, 10 автомобилей. Газета «Красная Звезда» в июле написала: «Кавалерийская часть смело борется с танками. Она уничтожила несколько танков и 2 батальона пехоты. И кавалеристы-башкиры под командованием товарища Шаймуратова организовывают смелые налеты на вражескую пехоту». Но и сама дивизия понесла первые потери: погибло 76 воинов, ранено 295, пропали без вести 191 человек, убито 108 лошадей и так далее. В конце июля 95 воинов дивизии были награждены орденами и медалями страны, в том числе 10 человек — орденом Красного Знамени, а 30 человек — орденом Красной Звезды.

Приказом НКО СССР № 05880 от 7.09.1942 полковник М.М. Шаймуратов назначается командиром 112-й кавалерийской дивизии.

В октябре 1942 г. дивизия совершила 550-километровый марш в сторону Сталинграда. Она приняла самое активное участие на втором решающем этапе Сталинградской битвы. 19 ноября 1942 г. дивизия в районе станицы Большой уничтожила 4 танка, более 400 солдат и офицеров немецкой армии и с боями продвигалась по тылам противника. На шестой день боев 112-я дивизия совместно с 5-й Алтайской кавалерийской дивизией окружила и уничтожила крупную группировку противника в количестве 700 человек, захватив 59 исправных танков, 200 машин и 60 мотоциклов.

На седьмой день боев дивизия, совершив 60-километровый марш, приступила к атаке станции Обливская, через которую шло снабжение армии Паулюса в Сталинграде. В этом бою дивизия понесла большие потери из-за беспрерывных бомбежек авиации противника. Голая степь не позволяла укрыться башкирским воинам и их коням. Только за 25 ноября дивизия потеряла убитыми и ранеными 332 человека, 473 лошади. Всего за период с 19 ноября по 30 декабря 1942 г. дивизия потеряла около 2 630 человек и 2 098 лошадей. За этот период воины корпуса уничтожили 6 615 солдат и офицеров противника, взяли в плен 414 человек, уничтожили и захватили в качестве трофеев более 400 автомобилей, 75 танков, 26 минометов, пушек и так далее. В станице Красный Яр было уничтожено 100 немецких летчиков, собравшихся отметить Новый год.

В ноябре 1942 г. в дивизии побывал писатель Илья Эренбург, который в газете «Красная Звезда» за 20 ноября 1942 г. опубликовал статью «Башкиры», в которой сказано: «Есть у башкирского народа старый и добрый друг — русский народ. ... Много лет тому назад русские, казаки и башкиры вместе сражались за вольность. Башкир вел в бой патриот, батыр и поэт Салават Юлаев. В 1812 г. с русскими башкиры гнали Наполеона. Французский мемуарист Дюпон тогда писал: «Нас особенно угнетают отряды башкир, вооруженные копьями и луками». Фрицы увидели теперь башкир, вооруженных автоматами. Неудивительно, что некто доктор Мейер в «Дойче цайтунг фюр Остланд» пишет: «... нужно добавить, что в донских степях мы вынуждены сражаться с людьми дикими, но не ведающими страха, принадлежащими к племени башкир». Доктор Мейер прав в одном — башкирские воины не знают страха, врага бьют беспощадно».

Постановлением СНК СССР от 10 ноября 1942 г. М.М. Шаймуратову присваивается звание генерал-майора, и уже 16 ноября 1942 г. приказом НКО СССР № 06973 он назначается заместителем командира 8-го кавалерийского корпуса. Но почему-то командир корпуса М.Д. Борисов об этом назначении объявляет Шаймуратову лишь 10 февраля 1943 г., при этом добавив, что к исполнению новых обязанностей генерал Шаймуратов приступит после завершения рейда по тылам противника в районе Ворошиловграда. Вообще-то, трудно представить такое, чтоб в военное время приказы руководства страны и министерства обороны не исполнялись в течение трех с лишним месяцев.

Некоторые авторы, например Ф.Н. Вахитов, описывая сложные отношения М.М. Шаймуратова с командующим корпуса М.Д. Борисовым, утверждают: «Комдивы всерьез забеспокоились о судьбе кав-корпуса, и командование естественным путем перешло в руки генерала Шайму-ратова» (Ватандаш. Уфа. № 6. 2018, с. 51). Но тут же он подробно описывает события, связанные с последними днями жизни М.М. Шаймуратова, где указывает, что он в точности выполнял все приказы М.Д. Борисова. Кроме того, во всех официальных документах четко указано, что погиб командир 16-й дивизии, а не заместитель командира (тем более не командир) корпуса М.М. Шаймуратов.

После разгрома противника под Сталинградом развернулось сражение в районе Донбасса, в котором принял участие и 8-й кавалерийский корпус. Воины корпуса освободили станцию Тацинская, город Белая Калитва и другие населенные пункты.

В боях под Белой Калитвой тридцать воинов 294-го кавалерийского полка 112й дивизии под командованием лейтенанта А. Атаева в течение двух дней (21 и 22 января 1943 г.) удерживали господствующую высоту 79,9. 21 человек из 30 прибыли на фронт лишь 14 января 1943 г., а лейтенант Атаев — в 1942 г. Эта группа воинов за двое суток отбила 7 атак противника, уничтожив 300 немцев, 3 танка, 1 бронемашину.

Все они погибли, но высоту не отдали. За этот подвиг все воины группы посмертно были награждены орденом Отечественной войны, а лейтенанту Атаеву Аннаклычу из Туркмении было присвоено звание Героя Советского Союза. Он оказался единственным в составе дивизии Героем Советского Союза, пока ею командовал М.М. Шаймуратов. В газете «Красная Башкирия» № 64 от 21 марта 1943 г. была опубликована статья «Подвиг тридцати героев», перепечатанная из информации ТАСС от 18 марта 1943 г. (автор З. Липавский).

Дальнейшие ратные дела башкирских конников излагаются в полном соответствии с журналом боевых действий корпуса. 31 января 1943 г. 8-й кавалерийский корпус получил приказ наступать на г.г. Ворошиловград (сейчас г. Луганск), Коммунарки и Дебальцево, где были сосредоточены значительные силы вермахта. Со 2 февраля 1943 г. корпус действует в составе 3-й гвардейской армии, командующим которой был генерал-лейтенант Д.Д. Лелюшенко.

К началу Ворошиловградской операции 8-й корпус в составе 21-й, 55-й, 112й кавалерийских дивизий, находясь в непрерывных боях с 19 ноября 1942 г., имел следующую укомплектованность от уставной численности: по бойцам — 45 %, по лошадям — 35 %, по артиллерии и пулеметам — 30—40 %, по автоматам — 25—40 %. Несмотря на упорное сопротивление немцев, 4 февраля наши войска подошли к Ворошиловграду, прорвав 2 линии обороны противника.

В районе деревень Лысый и Белоскеле-ватый 112-я и 55-я кавалерийские дивизии вели упорный бой в течение нескольких дней и понесли очень большие потери. В тяжелое положение попали 279-я стрелковая и 21-я кавалерийская дивизии, первая из них попала в окружение. Командующий 3-й армией генерал-лейтенант Д.Д. Лелюшенко 8 февраля 1942 г. приказал ввести 8-й кавалерийский корпус в узкий коридор прорыва и совместно с частями 59-й и 279-й стрелковых дивизий и 2-го гвардейского танкового корпуса двигаться в направлении Ворошиловграда, обойдя вражеские опорные пункты.

10 февраля командир 8-го корпуса получает новый приказ командующего армией: войти в глубокий рейд по тылам противника, перерезать железную дорогу Ворошиловград—Дебальцево, занять железнодорожные станции Чернухино и Де-бальцево, по которым поставлялись грузы воинам вермахта.

10 февраля 1943 г. начался первый неудачный штурм Ворошиловграда. В ночь на 11 февраля М.Д. Борисов отдал соответствующий приказ дивизиям, входящим в состав корпуса, в том числе и 112-й дивизии. Фактически рейд начался 12 февраля 1943 г., в нем участвовали 3 дивизии (21-я, 55-я и 112-я) 8-го корпуса. Он проходил в трудных условиях: враг постоянно бомбил колонны дивизии, не хватало продовольствия и фуража.