Свежая картина режиссера Дэна Гилроя "Бархатная бензопила" не могла не привлечь аудиторию обилием звезд, собравшихся в кадре. Однако далеко не все зрители остались довольны увиденным - жанр картины показался не очень понятным, сюжет размытым, а символизм слишком сложным. Нудно объясняю, что означают все эти злоключения героев, посягнувших на искусство.
Как и любое настоящее произведение искусства, "Бархатная бензопила" не работает по частям, а складывается в полноценное полотно лишь со временем, когда у нас появляется возможность окинуть его целиком. Поэтому пусть вас не пугают ожившие рисунки, гигантская зеркальная сфера с отверстиями или робот-инвалид - сейчас все станет понятно.
Итак, сюжет ленты строится вокруг компании людей, работающих в индустрии галерейного и музейного искусства. Кто-то занимается поиском шедевров, кто-то ищет покупателей для новых картин, кто-то критикует или восхваляет работы, влияя на их ценность. Столкновение этой среды, давно переориентировавшейся с культурной ценности на деньги, с подлинным искусством, способным сводить с ума, приводит к неожиданным последствиям. В руки молодой помощницы галериста попадает наследие таинственного художника, способное вызывать сильнейшие эмоции. Но готов ли мир, измеряющий ценность холста исключительно в долларах, принять его?
История таинственного художника, "подарившего" миру убийственные картины, сама по себе могла стать сюжетом ужастика. Диз пережил много горя, он подвергался домашнему насилию и потерял в страшном пожаре мать и сестру, его держали в психушке и унижали самой черной работой, на его руках кровь тирана-отца, а в голове ненависть к не принимающему его миру. Весь свой гнев Диз излил на холст и бумагу, однако после своей смерти мастер завещал уничтожить все свои работы, вот только жуликам от искусства показалось, что картины странного художника могут принеси им прибыль. Это было ошибкой - жадный мир "искусствоведов" поплатится за пренебрежение талантом автора при жизни и его посмертными желаниями.
Примерно с середины фильма начинается "веселье" - все причастные к попыткам монетизации наследия Диза начинают по очереди умирать. Сначала при попытке похищения одного из рисунков разнорабочий Брайсон "засасывается" в картину. Затем организатор выставок Джон задыхается в петле своего модного шарфа, в момент подготовки к вернисажу. Наконец, бывший музейный куратор Гретхен, пытающаяся с помощью картин Диза перезапустить свою карьеру, оказывается поглощена выставленной в галерее сферой. В последнем случае авторы фильма не поскупились на желчь в адрес современного искусства - окровавленный труп, живописно расположившийся в центре галереи, посетители поначалу принимают за часть инсталляции и восхищаются смелостью художника, залившего все кровью.
Смерти трех ведущих персонажей заслуживают отдельного разбора, ведь в них Гилрой зашифровал своеобразные послания зрителю. Самой красочной получилась последняя сцена Джозефины - девушку с ног до головы покрыла краска с холстов, а сама она стала частью уличного графити. Смысл наказания здесь очевиден - Джозефина "растворилась" в том жанре, который еще совсем недавно критиковала и который не считала за искусство. Дополнительного объема наказанию добавляет тот факт, что девушка с презрением относилось к тем произведениям, которые не выставлены на всеобщее обозрение - в результате она оказалась на уличном рисунке, расположившемся на задворках парковки, где ее точно никто не увидит. Именно Джозефина украла картины Диза, именно она узурпировала наследие художника - что ж, искусство в ответ растворило ее в себе.
Персонаж Джейка Джилленхола - критик Морф - ближе к концу становится жертвой механической куклы Хобомэна в наказание за насмешки, чванливость и снобизм. Морф не брезгует заказными статьями и легко поддается подкупу, его прельщает ведение богемного образа жизни, он привык на всех смотреть сверху вниз. Другое дело, что это единственный герой, который пытается что-то исправить и как-то "соскочить", но проклятие Диза настигает и Морфа - слишком далеко тот зашел в своей гордыне и разрушении чужих талантов. Старые грехи догоняют его. Буквально.
Наказание Родоры - главного выгодоприобретателя от продажи картин Диза - оставлено автором на сладкое, татуировка с названием панк-группы "Бархатная бензопила" на плечах героини Рене Руссо ставит жирную точку в противостоянии искусства и денег. Посыл здесь тоже достаточно очевиден - группа, в которой Родора играла в молодости, была чистым проявлением страсти и любви к искусству, пусть и не слишком привычному. Когда же женщина сменила арт на деньги, из ее жизни исчезло счастье и гармония, осталась только эта маленькая памятная татуировка, да и та - на спине. В этом, кстати, тоже есть свой юмор - к своему прошлому, к "Бархатной бензопиле" Родора во всех смыслах повернулась спиной. Нож в спину и получила.
На фоне смертей алчных и порочных арт-дельцов может показаться странным спасение художников Пирса и Дамриша, но тут как раз все просто. Да, они тоже очарованы и загипнотизированы работами Диза, но их впечатляет глубина и страсть художника, они смотрят на него с благоговением, а не видят за каждым рисунком знаки доллара. Поэтому Дамриш спокойно присоединяется к компании уличных художников, а Пирс рисует картины на песке - они не ищут славы и богатства, и дух Диза оставляет их в живых.
Не заслуживает смерти и бездомный, который торгует рисунками Диза в финале ленты - он не ищет сверхвыгоды и не идет на обман и манипуляции, он всего лишь нашел ящик на обочине дороги и позволяет прохожим смотреть на работы неизвестного художника, а если что-то сильно впечатлит, то позволяет забрать картинку себе за скромный пятачок. Да и настроение картин, как видите, несколько изменилось.
Надеюсь, мои небольшие подсказки немного разогнали мрак, в который фильм порой загоняет - так часто бывает в современном искусстве, оно кажется сложным и претенциозным, но стоит снять с него шелуху и поставить верное освещение, как все становится очевидным. Как очевидны мотивы Дэна Гилроя снять "Бархатную бензопилу" - когда-то по его сценарию едва не сняли фильм о Супермене, но студия в какой-то момент испугалась сложности характеров и глубины сюжета и отказалась от постановки кинокомикса. Тогда деньги искусство победили. Теперь Гилрой наносит ответный сокрушительный удар, и никто не избежит наказания.
Я так и не определился с отношением к этому фильму. По мне так он порой скатывается в откровенный стеб и петросянство, как с помощницей, которая постоянно обнаруживает трупы, но что-то в этом есть. Вряд ли буду специально пересматривать, но если встречу в телеке, лишний раз на Джилленхола в смешных очках посмотрю. Из любви к искусству.
Вот здесь еще всякое. А тут можно написать автору, что он в кино ничего не понимает.