Найти тему
Nostalgia Games

Первый в истории жанра 3D-шутер от первого лица

Wolfenstein 3D - культовый боевик 1990-х, ознаменовавший начало новой эры компьютерных игр и ставший первооткрывателем целого жанра, определившего дальнейшее развитие игрового мира.

Wolfenstein появился на прилавках магазинов в 1992-м году и в один миг взлетел на верхние строчки рейтингов среди самых популярных игр на персональных компьютерах, став одним из главных МегаХитов целой эпохи и настоящей легендой только зарождавшегося жанра трехмерных шутеров от первого лица (First Person Shooter или FPS).

Большинство олдскульных геймеров, вспоминая о крутых приключениях американского разведчика в немецком тылу с уверенностью утверждают:

Wolfenstein 3D - это родоначальник одного из самых популярных жанров компьютерных игр в мире - шутеров от первого лица.


Однако, это не совсем так. Wolfenstein 3D стала первой столь популярной игрой данного жанра, что затмила своим величием появившиеся немного раньше шутеры от первого лица, которые также обладали аналогичной трехмерной графикой, но остались в тени популярного соплеменника.

Hovertank 3D (слева) и Catacomb 3-D (справа)
Hovertank 3D (слева) и Catacomb 3-D (справа)

В 1991-м году еще безвестная компания-разработчик компьютерных игр id Software выпускает два шутера с видом от первого лица - Hovertank 3D и Catacomb 3-D, ставших прототипами для будущего хита Wolfenstein 3D. В них впервые был использован экспериментальный трехмерный игровой движок, разработанный молодым программистом Джоном Кармаком (живая легенда игровой индустрии). Поэтому верным будет сказать, что именно Hovertank 3D и Catacomb 3-D являются истинными прародителями жанра First Person Shooter и Wolfenstein, в частности.

Наверняка вы неоднократно пытались обойти какой-нибудь предмет (убитого врага, аптечку или автомат) с другой стороны, но так и не смогли этого сделать? Они постоянно поворачивались вслед за вами...


Однако, стоит дать некоторые пояснения. На самом деле, Wolfenstein 3D, как и два его предшественника, были по-прежнему двумерными играми. Объемный мир Вольфенштейна лишь "псевдотрехмерная" иллюзия, созданная новым движком компании id Software. Уровни шутеров были выполнены в трехмерной перспективе, а враги и объекты по-прежнему оставались двумерными спрайтами (растровое изображение).

Трупы врага и бочки - двумерные спрайты. Поворачиваются вслед за взглядом игрока
Трупы врага и бочки - двумерные спрайты. Поворачиваются вслед за взглядом игрока

Визуальная составляющая, музыкальное сопровождение, геймплей - все было на высоте. Графика в Wolfenstein 3D на момент ее выхода выглядела великолепно, в какой-то степени революционно. Взгляд от первого лица (точнее из глаз главного героя) был чем-то совершенно новым, абсолютно уникальным и захватывающим зрелищем.

Как называется первый полностью трехмерный шутер от первого лица, разработанный и выпущенный в 1996-м году той же id Software?


Касательно геймплея стоит отметить важный момент. Джон Ромеро (второй культовый программист и геймдизайнер id Software) планировал создать так называемую "быструю экшн-игру" на основе старой аркады Castle Wolfenstein. В связи с чем, геймплей Вольфенштейн был максимально упрощен, однако это пошло игре только на пользу.

Появившаяся в Hovertank 3D и Catacomb 3-D новая фишка, изображение головы главного персонажа, которая реагирует на вражеские выстрелы и получаемые ранения, окончательно закрепилась в Wolfenstein 3D. Этот элемент стал неотъемлемой частью многих 3D-шутеров того времени: Doom, Quake и другие. Особую крутизну шутеру придавало наличие высокого уровня жестокости и элементов насилия.

Кто также, как и я, думал, что главный герой Wolfenstein - это известный всем советский шпион Штирлиц? Поднимите руки!


Сюжет
Wolfenstein 3D можно уместить в паре предложений. Американский разведчик Уильям "Би-Джей" Блажкович попадает в плен в замке Вольфенштейн. Но ему удается сбежать и приступить к выполнению своей миссии: сорвать планы нацистов по созданию армии мутантов, уничтожить секретное оружие Третьего рейха и убить Адольфа Гитлера.

Оружия в игре немного. Нож для выковыривания свинца из своей тушки. Пистолет Люгера, легендарный немецкий автомат MP-40 "Шмайссер" и шестиствольный пулемет, реально существующий аналог которого, экспериментальный пулемет XM556 Microgun. Вполне достаточно.

Процессу умерщвления гитлеровских приспешников способствовала весьма бодрая музыка. Сами фашисты выкрикивали всяческие фразы при обнаружении Блажковича или в момент собственной смерти. Например: "Ahtung!", "Mein Leben", "Nein so was" и другие (помните еще какие-то?).

В главном меню звучал гимн НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия). Кто бы мог такое подумать?!


На данный момент вышло несколько игр по вселенной
Wolfenstein - Return to Castle Wolfenstein, Wolfenstein (2009) а также Wolfenstein: The New Order и Wolfenstein: The Old Blood. В 1992-м году вышел качественный приквел о предыстории разведчика Блажковича - Spear of Destiny.

Секретные уровни DOOM II - Hell on Earth, как дань уважения легендарному шутеру
Секретные уровни DOOM II - Hell on Earth, как дань уважения легендарному шутеру

Также, Wolfenstein 3D имеет непосредственное отношение к появлению в 1993-м году величайшего шедевра и культового боевика всех времен и народов - DOOM, во второй части которого присутствуют два секретных уровня из Wolfenstein. Несомненно, это дань уважения великому шутеру, навсегда изменившему жанр Action и мир компьютерных игр в целом.

Для более глубокого погружения в воспоминания об игре опубликованы две статьи касательно Wolfenstein 3D: первая посвящена оружию и предметах; вторая рассказывает об основных противниках и боссах.


C уверенностью заявляю, что легендарный
Wolfenstein 3D - это поистине культовая игра, в которую просто обязан сыграть каждый игрок из старой школы, считающий себя фанатом жанра шутеров от первого лица.

Благодарю за внимание! Если понравилась статья, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал «Nostalgia Games» и следите за свежими публикациями. Пишите о своих воспоминаниях и впечатлениях об игре в комментариях к статье!
Шутеры
4634 интересуются