Вдали от России на берегу тёплого моря, в очень культурной стране, богатой историей и произведениями искусства, нежась под лучами ласкового солнца, случайно встретились несколько деятелей русской культуры. Море было спокойно, волны как-бы лениво и нехотя, словно выполняя докучливую обязанность, набегали на берег, лаская утруженные за долгий день ноги тёплой и масляно нежной, как парное молоко водой, укутывая ступни белой пеной, лёгкий прохладный ветерок приятно остужал разгорячённую за долгий солнечный день кожу… Солнце уже низко опустилось к морю и скоро скроется за горизонтом – вечерело. Кричали наглые чайки, мешая слушать приятную мелодию, льющуюся из небольшого радиоприёмничка, стоявшего на лежаке. Со стороны прибрежного ресторана доносился приглушённый шум-гам, свидетельствующий о том, что работники «точки общепита» готовились к вечернему наплыву посетителей, накрывая на обширной террасе с прекрасным видом на море столы белоснежными скатертями. Мелодия в приёмничке закончилась и бархатно-томный мужской голос сообщил, что сейчас группа «Серебро» исполнит свой хит «Мама Люба, давай!». Однако, слово «Серебро» вызвало не музыкальные, а совсем другие ассоциации в компании творческой интеллигенции.
- Слушайте, ну зачем задержали режиссёра Серебрянного? Под домашний арест посадили, как какого-то преступника. Не кажется ли вам, дорогие друзья, что это наступление государства на культуру, на свободу творчества? – задал вопрос известный режиссёр Константин Зарайкин. – Если так дальше пойдёт, так придётся и мне за каждую копейку отчитываться. Ну, перечислил он несколько миллионов какой-то фирме, которая использовала их не по назначению, ну и что, из этого надо поднимать такую бурю? По-моему, это – наезд на искусство, новая цезура, а приписываемая ему растрата госсредств – просто фикция, прикрытие новой цензуры. Проклятье и позор нашей культуры – цензура – была прекращена с наступлением нового времени. А что сейчас? Просто возврат к сталинским временам: идеологический террор, надвигающаяся, как мрачная туча цензура, как в 37 году, наезды на искусство, грубые, наглые, прикрывающиеся высокими словами о патриотизме, о необходимости какого-то там целевого использовании государственных средств… Вот Кирюша Серебрянный и попал под этот каток. Ну зачем это? Надо же учитывать личность, заслуги перед обществом, ведь это не Вася Пупкин из конторы «Вторсырьё» или «Рога и копыта», а знаменитый режиссёр, руководитель известного театра, можно сказать, столп культуры, он внёс бо-о-о-льшой вклад в отечественную культуру, просто огромный вкл…
- Согласен с тобой, Костян! – довольно бесцеремонно перебил его известный актёр Димон Дюжий. – Но кто будет учитывать его заслуги перед обществом, когда это общество состоит из быдла, которое не в состоянии ничего понять ни в культуре, ни в уважении к апостолам культуры. Если они меня…мерзавцы такие…в самолёт без очереди не пропустили, хотя я имел дорогущий билет в бизнес-класс, а они все стояли в эконом-класс, быдло экономное, что они могут понять? А ведь какие глубочайшие и трагичнейшие образы я создавал, уму непостижимо!.. Смоктуновский рядом не стоял. Это правильно, что для них делают такую лабуду, туфту, сериалы дешёвые и бездарные: лучшего они не заслуживают! Я-то думал, что в этой стране порядочные, культурные, образованные люди, а оказалось – быдло. Обидно, понимаешь… Нет, эти люди и эта страна нас просто недостойны. Недостойная страна, понимаешь…
- Совершенно верно, – поддержал Димона Дюжего известный актёр Алёха Селебряковский, – а кто может жить в этой стране, кроме быдла, если национальная идея этой грёбаной страны: сила, наглость и хамство. До сих пор ни знание, ни сообразительность, ни предприимчивость, ни достоинство не являются национальной идеей, как, к примеру, в благословенной Канаде или в Соединённых Штатах Америки, которые служат примером благопристойности, являются светочем демократии для всего мира. Как можно уважать такую страну?
- Ой, какой молодец! – похвалил Селебряковского музыкант Макар Андреевич. – совершенно, на все сто процентов согласен с твоими глубокими мыслями и по поводу россиян, и по поводу Америки. Да, россияне превратились в злобных дебилов, Дюжий, кстати, тоже это отметил. Я недавно побывал в Штатах после трёх лет отсутствия, так я поражён, насколько американцы лучше россиян: спокойнее, веселее и добрее! Они – не побоюсь этого слова – просто ангелы в человеческом обличье, просто ангелы, белые и особенно чёрные ангелы! А здесь все зомбированы пропагандистской машиной: я предполагаю, что двадцать пятый кадр широко используется телевизионной пропагандой. В связи с этим предлагаю: спилить Останкинскую телебашню!
- Да, согласен с Макаром: молодец, Алёха, твои слова не в бровь, а в глаз. Никто не смел так прямо сказать, а ты сказал. Я считаю, что ты – ум, честь и совесть нашей эпохи: так круто и нелицеприятно выразился! – поддержал артиста юморист Фима Зашифрованный, регулярно выступающий со своими скетчами перед наглым и хамским быдлом, злобными дебилами, лохами и прочим генетическим мусором, а воодушевлённый похвалой Селебряковский продолжил:
- Я, кстати, давно уехал из этой страны и гражданство поменял: стал гражданином просвещённой и культурной страны Канады и очень горжусь этим! Может, и вы, друзья, подумаете об этом. Сейчас, кроме Канады, Лондона, Испании в моде Кипр и Швейцария – там многие наши покупают недвижимость и гражданство.
- Так и я давно не живу в этой стране, а живу то в серьёзном Лондоне, то в легкомысленной Андалусии, то элегантном Париже, знаете, очень романтичный и тёплый город, не то, что эта суровая и холодная Россия. Находиться в России в период всеобщего помутнения рассудка мне тяжело. Трезвому с пьяными в одном доме неуютно, а в России сейчас все, кого ни возьми – пьянь подзаборная…даже в песне поётся: «в Питере – пить!», а это – культурная столица, что уж тут говорить о всей стране: Рашка – страна боярышника… Приезжаю иногда, смотрю, не закончился ли запой. Пока нет, а напротив – усиливается – все как будто глаза залили, мозги пропили… А как приеду в Россию, так меня просто всё сковывает, так и давит со всех сторон этот режим, так и давит, как тисками, так и душит! Нет, понимаешь, свободы, нет! – с надрывом высказал свой длинный спич известный писатель и критик ненавистного режима Борисей Акулин и зачем-то с пафосом воскликнул, словно находился на митинге, – свободу политзаключённым!
- А зачем ты приезжаешь? – спросил его Алёха Селебряковский.
- Так книжки свои издаю там, в этой…Рашке. Кому они в Парижах-Лондонах на кой сдались, мои книжки…а деньжата нужны, чтобы режим обличать, глаза народу раскрывать…да и просто жить хочется по-человечески.
- Так и я приезжаю только для того, чтобы бабла пожирнее снять с этих идиотов – им плюй в глаза, а они: божья роса, – художник имеет право на собственное видение! Хорошо мне в Рашке платят за съёмки, эх, хорошо! А то в Канаде сниматься не предлагают… Но, вот поверишь, Борисей, как и ты, через силу туда еду, буквально заставляя себя, – так с души и воротит, так и воротит, но жить-то надо, семью обеспечивать, детей растить. В Канаде с души не воротит, но, видишь ли, не снимают, а как во всякой цивилизованной стране жизнь там дорогая, всё денег стоит, каждый чих буквально, – жалобил слушателей Селебряковский.
- А в Голливуд ты не обращался? – спросил Андрон Конч.
- Да съездил пару раз – безрезультатно… Связи нужны, как и везде.
- Жаль, что тебя в Америке не оценили, а то бы гремел, как бубен!
- Да, жаль… Слушай, Андрон, а ты не мог бы замолвить словечко за меня, там, в Голливуде, ты же прожил там несколько лет, связи сохранились?
- Да, был у меня там хороший знакомец, большой кинобосс – Харя Вайнштокс, мы с ним плодотворно работали, он бы помог, наверное, но сейчас…ты сам знаешь, что с ним произошло.
- Да, знаю… Жаль, что раньше не обратился, до того, как на него наехали эти безумные бабы, – пожалел об упущенных возможностях Селебряковский. Тут в разговор вступил до этого скромно молчавший режиссёр Андрес Звягин.
- Был я недавно в Голливуде… Алёха, я тебя в принципе поддерживаю в твоих оценках, – обратился он к Селебряковскому, – россияне сейчас настолько измельчали в феодальной спячке, что превратились в духовных пигмеев, тлю, зелёных человечков – они попросту не готовы узнать о себе горькую правду. Согласен с Димоном Дюжим: они просто недостойны нас, гигантов мысли, апостолов искусства. Но наше правое дело и наше право деятелей культуры мирового масштаба говорить им правду в лицо, как бы горька эта правда ни была, и если весь народ тёмный и некультурный и пьяный, как верно заметил Борисей, то мы, как настоящие культуртрегеры, должны будить и протрезвлять народ, я бы сказал даже – просветлять его, тянуть его к культуре! За шкирку даже тянуть! Известный мэтр культуры Андрон Конч вступил в разговор и весомо сказал, резюмируя полемику:
- Я русский и люблю свою Родину, Россию-маму. Но я её просто не вижу, вижу какую-то, прости господи, Рашку-чебурашку. Я не вижу страны, которой хочу и мог бы гордиться. Я хочу гордиться своей Родиной, но сегодня, увы, мне за неё стыдно! – и Андрон Конч от полноты чувств всхлипнул и прослезился. Красное солнце уже почти касалось линии горизонта, отдыхающие потянулись с пляжа.
- Может, и мы уже пойдём, кажется, скоро начнётся ужин…есть хочется на свежем-то воздухе… – робко сказал кто-то.
Из приёмничка раздался голос диктора: «Передаём новости культуры. Сегодня состоялась коллегия Министерства культуры Российской Федерации. Там было сообщено, что в бюджете Министерства возник большой профицит средств и коллегия Министерства культуры совместно с общественным советом при Министерстве, решила направить эти средства на дополнительное финансирование объектов культуры сверх бюджетного финансирования и выделение крупных грантов деятелям культуры на осуществление их дерзновенных проектов. Поэтому деятелям культуры, руководителям объектов культуры и искусства, желающим получить гранты и дополнительное финансирование, необходимо в пятидневный срок представить заявки в Министерство с подробным обоснованием своих запросов. Как сообщает наш правительственный корреспондент Самвел Самвелян, по некоторым сведениям, полученным из неофициальных источников, общий объём средств, запланированных для выделения грантов и дополнительного финансирования, составляет более десяти миллиардов рублей». Собравшиеся деятели культуры, выслушав сообщение, застыли в молчаливом ступоре, переваривая неожиданную информацию. Тягуче тянулось время. Молчание, казалось, длилось несколько минут. Наконец, кто-то шумно выдохнул и сказал, выразив общую мысль:
- Вот это да-а-а! Вот это «Мама, давай!». Надо поспешить назад, в Рашку, а то к делёжке жирного пирога можем и не успеть! Налетят, как вороньё, деятели культуры… И все стали поспешно собирать свои вещи с лежаков. Из приёмничка опять лилась приятная уху и сердцу музыка.