Не знаю, какие решения должен принимать новый глава фонда капремонта Нижегородской области, которого в этот раз будут искать с помощью конкурса, и будут ли эти решения системными, но очевидно, что они должны быть другими, чем то, что мы видели до сих пор. Василий Козлов высказал совершенно правильную идею, что решения по капремонту должны быть индивидуальными.
По словам Вадима Булавинова, а ему можно доверять, это один из самых ответственных депутатов Государственной Думы и он представляет картину происходящего, сбор средств в фонд капитального ремонта многоквартирных домов составляет порядка 80 процентов. Это очень много. Мне казалось, что доля тех, кто не платит в фонд капремонта, значительно больше.
И главная проблема заключается в том, что денег слишком много. Воровать их трудно, надо как-то осваивать.
Сергей Протасов, руководивший фондом с 2014 по 2017 год, построил бюрократическую структуру, выделил помещения, потратил деньги на аппарат, на инфраструктуру, что, безусловно, важно. Дальше все уперлось в осуществление работ – в поиск подрядчиков, субподрядчиков, в составление смет…
Объем имеющихся денег должен соответствовать всем имеющимся мощностям, которые необходимы для подготовки и проведения ремонтных работ. Сейчас я вижу явное несоответствие. Структуры, которые есть у нас в регионе, не в состоянии переварить эти деньги.
Что можно сделать? Либо отчитываться тем, что есть, то есть недовыполнением, следствием которого будет неудовлетворительная оценка, что мы и увидели в случае с последним гендиректором фонда Геннадием Дурдаевым. Либо принимать принципиальное решение: исходя из имеющихся мощностей, определить какие-то приоритеты, выработать понимание того, что делать с остающимися деньгами.
Я убежден, что никакие люди, стоящие во главе фонда, не в состоянии изменить ситуацию, пока не принято это принципиальнейшее политическое решение (причем, очень непопулярное – придется расписаться в том, что ты не в состоянии переварить эти средства).
Ведь деньги сваливаются по многим другим статьям – на комфортную среду, на строительство и так далее. То есть опять: подрядчики, сметы, проекты... У нас просто не хватает бизнеса, чтобы все это делать. А тут еще капитальный ремонт.
Другой выход, более правильный – форсировать организацию товариществ собственников недвижимости. Причем, делать это нужно грамотно, чтобы не было фальсификации и надувательств, а то ведь можно пустить в эту сферу огромное количество жуликов и получить огромное количество дутых товариществ собственников недвижимости, которые точно так же будут съедать эти деньги.
Если удастся решить эту задачу (а ее решать нужно параллельно с уже ведущейся работой), то с фонда капремонта будет снята большая часть нагрузки, которая перейдет на плечи товариществ собственников недвижимости (которым, безусловно, придется помогать). Это стратегическая задача.
А ни от какого конкурса результата мы не увидим.
Я не могу сказать, в течение какого времени проявится эффект от второго варианта, но это по крайней мере какая-то программа. Тут необходима серьезная работа экономистов, расчет денег, строительных мощностей. Возможно, стоит приглашать не гастарбайтеров, а мощности из других регионов, как это делалось при Шанцеве и Англичанинове, хотя и здесь есть свои проблемы.
Пока же наместнику Никитину стоит заявить о наличии серьезнейших проблем и объявить какую-то долговременную программу с определением ясных приоритетов.
Виктор Лысов