После вступления в силу изменений и дополнений в Постановление СМ РБ №1849, которым утверждено Положение о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия их с учета и внесения изменений в документы, связанные с государственной регистрацией транспортных средств, редакция ABW.BY была просто завалена вопросами читателей: как, зачем, почему и что имелось в виду?
Этот документ мы внимательно изучили и не можем не поддержать наших читателей: многие нормы Положения требуют дополнительных пояснений.
Поскольку Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1851 осуществление государственного регулирования и государственного контроля в области дорожного движения возложено на ГАИ МВД, то свои и ваши вопросы ABW.BY отправил именно этому адресату.
Ответов мы ждали с нетерпением, ведь так хотелось сообщить читателям, как теперь будет регулироваться постановка на учет и снятие транспорта с учета, как будут решаться отдельные случаи, в чем отличие от ранее действовавших норм. Но после прочтения первых строк полученного из УГАИ МВД документа оптимизма сразу поубавилось.
Во-первых, наше обращение в ГАИ МВД называлось "О получении информации", такие термины как "разъяснить" и "толковать" мы не употребляли. Во-вторых, в Указе Президента РБ №611 вы не найдете как употребления аббревиатуры ГАИ, так и фразы "УГАИ МВД не наделено правом официального толкования законодательных актов и разъяснения законодательства" - в этом документе о наличии либо отсутствии неких прав на разъяснение и толкование вообще не говорится. Это общий документ, регулирующий деятельность системы МВД. Но вот в главе 3 "Функции МВД" есть некоторые положения, которые с позицией Госавтоинспекции не очень стыкуются:
9. МВД в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством:
9.29. Рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (далее - обращения).
В-третьих, в Положении о ГАИ МВД Республики Беларусь (Постановление СМ РБ №1851) прямо указано, что:
10. ГАИ в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством:
10.9. разъясняет законодательство в области дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, оказывает содействие государственным органам, иным организациям по вопросам организации обучения граждан Правилам дорожного движения, пропаганды этих Правил.
Так что тут у Госавтоинспекции и закона позиции разные.
Но если ГАИ отказывается разъяснить содержание Положения, то кто может это сделать?
Наши читатели ранее присылали в адрес редакции документы, в которых на просьбу к ГАИ МВД пояснить некоторые пункты Положения №1849 они получали ответы, в общих чертах по содержанию схожие с редакционным: мол, мы этот законодательный акт не принимали, поэтому и разъяснять не будем. Причем в этих ответах применялись стандартные и уже знакомые формулировки "не наделены правом" и тому подобное.
По этой логике разъяснить и пояснить должен орган, принявший документ, то есть Совет Министров Республики Беларусь. Особо принципиальные читатели туда обратились, даже в Администрацию Президента написали. Смысл полученных из этих органов ответов одинаков. Вот, к примеру, письмо из Совмина одному из читателей ABW.BY:
Если коротко, то в Совете Министров уверены, что "органом, осуществляющим государственную регистрацию и государственный учет транспортных средств, является МВД. В случае обнаружения неясностей, различий, противоречий в нормативном акте, орган, принявший этот акт (Совмин), либо уполномоченный им орган осуществляет толкование этих норм. С учетом этого обращение направлено по компетенции в МВД".
Уже хорошо - законодатель компетенцию, кому и как разъяснять, определил. Но если вы думаете, что "уполномоченное" Совмином МВД что-то "растолковало", то увы:
Вновь "не наделены правом толкования", "не издавали данный нормативный акт", что говорит о том, что отвечать на действительно важные для автомобилистов вопросы ни законодатель, ни исполнитель, этим законодателем назначенный, не хотят. Или не знают как. И то и другое плохо, так как проблемные моменты и вопросы, содержащиеся в Положении №1849, больше снять некому.
Ясности не внес и ответ из Администрации Президента.
Получается - "идите к адвокатам"? "Круговорот обращений в природе" - охарактеризовать такие события можно только так.
Каждый сам будет додумывать, почему так происходит и почему проблемные вопросы не решаются. А поскольку нами и нашими читателями уже задействованы практически все сопричастные органы власти, то итог неутешителен - это тупик.
Поэтому нам остается только показать, какие вопросы мы задали, объяснить причины их возникновения, продемонстрировать ответы МВД и от безысходности попробовать на некоторые из них высказать свои предположения. Поехали...
Вопрос №1. О запрете на замену кузовов
Существует ли запрет на внесение изменений в регистрационные документы транспортного средства при замене кузова (кабины, рамы) в соответствии с п.31 Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия их с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств? Если такие ограничения (запрет) есть, то укажите правовую основу таких ограничений - распоряжение, приказ, иное основание и сроки, на которые установлено ограничение, планируемые сроки снятия таких ограничений (этот вопрос поступает в редакцию ABW.BY практически ежедневно. - Прим. ред.).
Ответ УГАИ МВД: ответа нет.
Вопрос №2. О причинах отказа в регистрации
В соответствии с п.31 Положения внесение изменений в регистрационные документы осуществляется по разрешению начальника регистрационного подразделения. Каким образом такое разрешение получается, требуется ли мотивировка (устная или письменная) отказа в таком разрешении, существует ли регламент совершения такого разрешения? Каким образом физическое (юридическое) лицо может узнать мотивировку отказа в регистрации, куда следует обращаться за таким разъяснением?
Ответ УГАИ МВД:
Вопрос №3. О пакете документов для замены кузова
Какие документы при замене кузова (кабины, рамы) необходимо предоставлять в регистрационное подразделение ГАИ при внесении изменений в регистрационные документы в связи с такой заменой (обязательно сослаться на нормативно-правовой акт) в случае:
- ввоза в Беларусь кузова (кабины, рамы) с территории государств - членов Евразийского экономического союза;
- ввоза в Беларусь кузова (кабины, рабы) с территории иных государств, не являющихся членами ЕАЭС (в особенности стран ЕС и США);
- приобретения кузова (кабины, рамы) на территории Беларуси для последующей его установки на другое (аналогичное) транспортное средство?
Ответ УГАИ МВД:
Вопрос №4. О праве собственности по новым правилам
В соответствии с п.11 Положения регистрация транспортного средства не является регистрацией права собственности на имущество и осуществляется в обязательном порядке в случае необходимости участия транспортного средства в дорожном движении.
Таким образом :
- требуется ли регистрация транспортного средства в случае отсутствия необходимости использовать его в дорожном движении, например при ввозе в Беларусь (приобретении на территории Беларуси) транспортного средства для коллекции, получения транспортного средства по наследству, в подарок, то есть если нет необходимости его использования в дорожном движении?
- когда у покупателя возникает право собственности на транспортное средство в случае приобретения автомобиля не для его участия в дорожном движении?
Ответ УГАИ МВД:
Примечание: ответа на главный вопрос "требуется ли регистрация автомобилей, при отсутствии необходимости их участия в дорожном движении?" нет.
Попробуем изложить свое видение ситуации со ссылками на НПА.
В соответствии с общими правилами, предусмотренными п.2 ст.224 Гражданского кодекса РБ, если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, то право собственности у приобретателя возникает с момента его регистрации.
В соответствии с п.3 ст.403 ГК РБ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации.
Указ Президента Республики Беларусь №504:
1.1. на территории Республики Беларусь сделки по отчуждению механических транспортных средств, прицепов к ним или самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету в соответствии с законодательством, заключаемые между физическими лицами, а также сделки по отчуждению физическими лицами таких механических транспортных средств, прицепов к ним или самоходных машин юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям должны совершаться в простой письменной форме путем составления договоров с учетом требований настоящего Указа;
1.2. договоры купли-продажи, мены, дарения механических транспортных средств, прицепов к ним, самоходных машин (далее - договоры), заключаемые в соответствии с подпунктом 1.1 настоящего пункта, составляются в трех экземплярах, вступают в силу со дня их регистрации в порядке,установленном Советом Министров Республики Беларусь, с проставлением отметки о проведенной регистрации на каждом экземпляре
Таким образом, право собственности на приобретенный автомобиль возникает не с момента заключения договора в общем порядке, предусмотренном ГК РБ, а с момента его регистрации в ГАИ, предусмотренной п.1.1-1.2 Указа Президента РБ №504 и п.1 Постановления СМ РБ №1459.
Вопрос №5. О регистрации ТС, собранных из запасных частей
В соответствии с п.3 Положения регистрационные действия с транспортным средством не осуществляются в случае, если транспортное средство собрано из запасных частей, кроме собранных изготовителями транспортных средств.
Таким образом :
- какое количество (процентное соотношение) запасных частей должно быть в транспортном средстве, чтобы регистрационное подразделение ГАИ не отказало в регистрации транспортного средства на основании этого пункта (указать максимальное их количество, процент в соотношении с основными частями)?
- какой нормативно-правовой акт регулирует допустимое соотношение запасных частей транспортного средства к основным, установленным на заводе-изготовителе?
- какие элементы кузова (автомобиля) подразумеваются под запасными частями (только номерные или все отдельные элементы)?
- может ли транспортное средство при замене кузова (кабины, рамы), квалифицироваться затем регистрационными подразделениями ГАИ как транспортное средство, собранное из запасных частей?
- может ли официальный дилер (обслуживающая на основании договора организация) в Республике Беларусь иностранного изготовителя автомобилей считаться организацией-изготовителем таких транспортных средств?
Ответ УГАИ МВД:
Примечание: мы не зря задали этот вопрос, так как одному из наших читателей Госавтоинспекция отменила регистрацию транспортного средства, которое в соответствии с заключением экспертов было собрано из запасных частей. Его история тут.
"ГАИ неизвестны сведения о нормативно-правовых актах, устанавливающих перечень элементов, относящихся к запасным частям, а также их допустимое соотношение к частям автомобиля, установленным заводом-изготовителем", - говорится в ответе. Но регистрацию автомобиля по этой причине отменили. Опять неизвестность и отсутствие четких требований.
Вопрос №6. О законности кузова на замену
В соответствии с п.53 Положения в случаях, если установлено, что на транспортном средстве, ранее зарегистрированном в Республике Беларусь, произведена замена номерного агрегата, регистрационные действия осуществляются только в случае подтверждения законности его приобретения (получения).
Таким образом:
- что подразумевается под "подтверждением законности приобретения", имеется ли в виду наличие каких-либо документов о приобретении кузова, а если да, то каких именно?
- принимаются ли в качестве "подтверждения законности" приобретения номерного агрегата показания предыдущего владельца в случае отсутствия правоустанавливающих документов, договоров, расписок и т.п., поскольку ст.404 ГК РБ предусмотрено, что договор может быть совершен в любой форме, в том числе и устной, если это не противоречит законодательству.
Ответ УГАИ МВД на этот вопрос частично продублирован в ответе на вопрос №3: ГАИ МВД отсылает к Перечню административных процедур (п.15.15).
Примечание: здесь есть одно но. В п.31-33 Положения при официальной замене кузова ни о каких документах, подтверждающих законность приобретения кузова, не говорится. Такие документы необходимы только в случаях, если после проведения проверки уполномоченными органами выяснится, что в автомобиле был заменен кузов (п.52-53 Положения). То есть если кузов был заменен владельцем автомобиля без ведома ГАИ в нарушение установленной процедуры, а впоследствии такой факт был установлен при проверке либо предварительном расследовании.
Итого
Подводя итог, с сожалением отметим, что на наиболее важный вопрос, касающийся замены кузовов на транспортных средствах и наличия/отсутствия запретов на такие действия со стороны регистрирующий органов (ГАИ), ответа мы не получили.
И это притом что читатели практически ежедневно, то и несколько раз в день в своих обращениях к нам поднимают эту проблему. А значит, неразбериха и недопонимание между автовладельцами и государственными органами будет и дальше, пока все точки над "і" как в этом, так и во всех остальных спорных моментах, не будут расставлены. Но кто это сделает? Не могут, не хотят или не знают как?
В заключение напомним, что государственные органы обязаны знать, что:
В соответствии со ст.18 Закона Республики Беларусь "Об обращениях граждан и юридических лиц" (далее - Закон), письменные ответы на письменные обращения должны быть обоснованы и мотивированы (при необходимости - со ссылками на нормы актов законодательства), а также содержать конкретные формулировки.
Письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, а заявителям направлены письменные ответы (ст.14 Закона).
Так что обращение ABW.BY в УГАИ МВД в силу закона считать рассмотренным никак не получается.
ABW.BY
Фото из открытых источников
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber