Найти тему

Книги по интересам. "Вальс на Прощание". М. Кундера.

Прочитал роман Милана Кундеры «Вальс на прощание». История о том, как шлюховатая медсестра пыталась шантажировать известного джазового трубача беременностью и случайно умерла. На самом деле, как и всё, что написал Кундера, эта книга многослойна и многозначительна. Гротескный символизм ее не скрывает как-бы интимная тематика, где сексу отводится почетное место. Символизм довольно глубок.

Милан Кундера один из вдохновителей и лидеров «Пражской весны» живет во Франции и пишет по-французски, по крайне мере три его последних романа написаны на этом языке. Остальные публиковались в переводах, но впервые увидели свет, конечно не на чешском. Сын ректора университета в Брно, профессор Пражского университета имел проблемы с властями еще в 50 годы и исключался, принимался и снова исключался… Конец жизни его омрачен историей о том, что он сотрудничал с чешскими властями и выдал одного соратника диссидента. Эта история похожа на кусок одного из его романов, хотя он ее и отрицал. Не знаю, стучал ли он на более успешного любовника своей возлюбленной, что бы от него избавиться или это гебешная история призванная замазать его. Для меня не важно, я его простил, тем более, что женщины никогда ничего хорошего не принесли и никому. Во время второй мировой войны Милан подрабатывал джазовым музыкантом. Это важно отметить потому, что роман «Вальс на прощание» именно об истории, которая произошла с джазовым музыкантом в курортном городке, мне кажется, что это были Марианские Лазни, но я могу ошибаться.

Переходя к роману и его эротизму, замечу в очередной раз, что это скорее прикрытие или вернее образная символика для передачи глубоких мыслей о человеке, его судьбе в мире тоталитаризма. Можно долго рассуждать о внутренней свободе, но мы то знаем, как выбрасывают из социальной и профессиональной структуры людей не готовых на сотрудничество с властями и пытающимися сохранить внутреннюю порядочность. Образы Кундеры глубоки и идут сильно дальше ходульной диссидентщины и того, что называют «демшизой». Диссидент, который все лагеря носил таблетку смерти, которую все считали плацебо, убивает ею беременную медсестру, которая могла родить ребенка, соединив творческую интеллигенцию и народ. Ничего не рождает тоталитаризм и плацебо становится ядом и народ становится быдлом. Как не вспомнить слова Бродского о том, что лучше быть «последним в демократии, чем первым в диктатуре». Правда самому работать в такси или мыть посуду в пиццерии не хочется, хотя… похоже никуда от этого не деться.

На этом курорте гинеколог, который творит чудеса, помогая забеременеть почти всем с помощью шприца, которым заправляет свою сперму прямо в матку пациенткам. Этот врач мечтает уехать на Запад и просит, чтобы его усыновил взрослый американец, чтобы обеспечить себе возможность вырваться из «рая», который он оплодотворяет своим смирением перед коммуно-фашистским режимом (собственно, коммунизм и фашизм- это просто реверс и аверс, как Сталин и Гитлер). Это, пожалуй, самые простые и очевидные аллегории в книге.

Можно провести анализ всех восьми персонажей в книге и найти в каждом то количество слоев, что захочется ибо образы Кундеры поистине ветхозаветны и проблемы познания мужчиной женщины и женщиной мужчины всегда актуальны и всегда звучат свежо. Перекликается ли это все с Улицкой? Думайте и решайте сами, в любом случае коммунизм это то горе что выпало и русским и чехам. Пусть нам всем будет "Зеленый шатер".

Читается она приятно и оставляет легкий оттенок ветхозаветной грусти, которая и есть настоящая мудрость. Кундера и его печаль мне близка, его герои и их судьбы похожи на то, что я переживал и не в том смысле, что мне близок «статус жертвы» от которого предостерегал Бродский, а в том смысле, что мне хорошо понятна не востребованность и не возможность вырваться из липкого тоталитарно-структурного общества.

Рекомендовать этот роман я могу каждому, кто ищет в чтении не только развлечения, но и мудрости. Первый роман «Шутка» Милан Кундера написал почти в 40 лет, он описал жизнь в обществе всеобщего вранья, мир современной России, мир из которого Россия так и не может вырваться и возвращается туда опять и опять. Его дебют совпадает со временем «Пражской весны», конечно писательство его вынужденное, от не возможности преподавать и делать то, что любишь,- писать можно просто дома и для себя. Я это хорошо знаю.

Важно для понимания «Вальса на прощание» то, что это третья книга и написана она через четыре года вынужденного писательства, человеком, которому оставалось еще четыре долгих года до приглашения преподавать во французском университете. Человеком, который не понимал, как и чем ему жить дальше. И еще четыре долгих года от этого момента стало нужно ему для «Невыносимой легкости бытия», которая стала для меня важным этапом в жизни чувств. Поэтому дам ссылку на страничку о нем.

Чтение Кундеры дает "невыносимую легкость бытия", а что еще нужно для того, что бы спокойно встретить старость?

"Вальс на Прощание".