Уважаемые читатели и подписчики канала «Год в истории»! Хочу представить вашему вниманию цикл статей, посвященных знаменитым, но, к сожалению, утраченным зданиям, сооружениям и памятникам. Убедительно прошу вас ставить лайки, если статья вам понравилась и вы хотите узнать больше о шедеврах русского зодчества в следующих статьях. Также жду от вас комментариев и оценки нового цикла. Приятного прочтения!
25 мая 1909 года на Знаменской площади Санкт-Петербурга при большом скоплении горожан и великосветских особ состоялось торжественное открытие памятника почившему императору Александру III. Когда ткань с памятника была сброшена, перед изумленной публикой предстал огромный монстроподобный конь, на котором величаво восседал царь. В тот же день скульптура стала объектом для шуток, эпиграмм и карикатур.
Николай II, в знак признательности своему отцу, поручил итальянскому скульптуру Паоло Трубецкому изготовить памятник, который планировалось установить в столице. В течение десяти лет Трубецкой работал над его созданием, для чего на Невском проспекте был построен специальный павильон, в котором скульптор разрабатывал и изготавливал сперва модели, а затем и сам памятник. В качестве натурщика был выбран фельдъегерь Пустов, отличавшийся плотным телосложением и фигурой походивший на Александра III.
Еще в процессе работы члены императорской семьи с явным неудовольствием смотрели на творение Трубецкого, которое разительно отличалось от изящных конных скульптур. Николай II даже хотел отказаться от установки памятника в столице и намеревался отправить его в «ссылку» в Иркутск, но решающим в тот момент оказалось мнение Марии Федоровны, вдовы Александра III, которая осталась довольна портретным сходством.
Сразу после открытия на памятник обрушился шквал критики. Его осуждали Илья Репин и Борис Кустодиев, Валерий Брюсов и Василий Розанов. Пожалуй, не было среди российских литераторов и художников ни одного, кто бы не кинул камень в эту неуклюжую скульптуру.
Во время Февральской революции, когда Знаменская площадь стала одним из центров массовых митингов и демонстраций, памятник оказался удобной трибуной для агитаторов, призывающих с постамента к свержению как живых, так и увековеченных в бронзе представителей императорской фамилии. Но, в отличие от многих других памятников царям и их слугам, Александр III продолжил стоять на своем месте, оставаясь насмешкой над искусством. А в 1919 году на постаменте памятника была выбита эпитафия за авторством Демьяна Бедного:
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Памятник продолжал стоять, но уже на Площади Восстания. К 10-летнему юбилею Октябрьской революции, во время работ по праздничному оформлению, Александр III был помещен в символическую клетку. Позже он был освобожден, но в 1937 памятник переместили в запасники Русского музея. Во время блокады Ленинграда памятник для сохранности закрыли мешками с песком, а после войны он продолжал пылиться в запасниках, накрытый деревянным колпаком.
В 1994 году памятник был извлечен и установлен во внутреннем дворе Мраморного дворца, где и находится поныне. За это время предпринималось несколько попыток установить его в другом месте, в том числе на Конюшенной площади, а некоторые защищают возвращение памятника на историческое место, где уже более 30 лет стоит обелиск «Городу-герою Ленинграду». Но, несмотря на то, что тяжеловесная скульптура существует до сих пор, ей так и суждено скрываться от взоров многочисленных зевак.
Если вам понравилась эта статья, то рекомендую также прочитать:
О знаменитых Красных воротах в Москве.