– Музей имени Орлова? А что это? А где? Новый? Нет, пока не слышали… Так отвечают большинство ярославцев на вопрос о том, что же открылось для посещения в декабре на Волжской набережной, в знаменитом Доме общества врачей. Честно говоря, мы и сами располагали довольно скудной информацией о новом музее, поэтому отправились туда, чтобы увидеть все своими глазами. И увиденное превзошло самые смелые ожидания!
Дом с мезонином
Первое – сам дом, отреставрированный старинный особняк на Волжской набережной, памятник архитектуры федерального значения. Сколько в эту реставрацию вложено труда, сил, знаний, денег, вкуса, любви и других человеческих ресурсов, лучше не считать. Много, очень много.
– Вадим Юрьевич Орлов был действительно настоящим меценатом, в лучших русских традициях, – рассказывает директор музея Анна Орлова. – Очень скромный в быту человек, он более тридцати лет собирал коллекцию произведений искусства. И при этом, пройдя путь от слесаря до председателя совета директоров Ярославского технического углерода, изобретателя и ученого с международными патентами изобретений, вывел завод на новый технологический уровень, сделал его предприятием, поставляющим более 90% своей продукции на экспорт для ведущих мировых производителей автомобильных шин. С его именем связаны многие добрые дела, например, восстановление Казанского монастыря в Ярославле.
Знаменитый особняк на набережной – последний прижизненный проект двух уникальных людей: Вадима Орлова и Елены Анкудиновой. Меценат выкупил здание на городских торгах, чтобы восстановить его и сделать в доме с мезонином музей, и вместе с командой единомышленников выполнил поставленную задачу. Правда, увидеть уже полностью отреставрированный дом с размещенной там уникальной экспозицией не успел. Как не успела и легендарный искусствовед, многолетний руководитель Ярославского музея-заповедника увидеть плоды труда последнего года своей жизни.
– Мы до сих пор реализуем многие идеи Елены Андреевны, оставленные ею в рабочих записях для нашего музея, – рассказывает Анна Орлова.
Экспозиция размещена на обоих этажах и в подполье с сохранившимися кирпичными сводами почти четырехсотлетней давности, нишами, тайными лазами, куда только кошки да дети малые пролезут. Право слово, кошкам и детям там нужно быть осторожнее, а то провалятся в хронодыру и окажутся в прошлом или будущем, как в романах Акунина! Важно, что в новом музее созданы комфортные условия и для посетителей с ограниченными возможностями. Жаль, что время оставило от голландских печей, отапливавших старинный дом, только черепки с бело‑синими изразцами. Но и они настолько хороши, что дети‑экскурсанты теперь их с удовольствием перерисовывают.
Фарфоровая энциклопедия России
А сама экспозиция начинается с портрета коллекционера и мецената, знаменитого ярославского промышленника, возродившего лучшие русские купеческие традиции уже в наши дни.
– Это портрет кисти художника Михаила Салмова, – рассказывает директор музея. – Очень часто работники завода, люди, знавшие Вадима Орлова, когда приходят в наш музей, подходят к портрету и говорят: «Здравствуйте, Вадим Юрьевич!» Он здесь действительно живой… Орлов собрал в том числе и богатую коллекцию живописи, преимущественно ярославских художников. Тем самым он поддерживал талантливых людей, считая, что им обязательно нужно помогать, покупая картины.
Основа коллекции и экспозиции – фарфор и фаянс, европейский и русский, разных эпох. Настоящие сокровища – в зале европейского фарфора, где представлены раритеты мануфактуры Жакоба Пети середины 19 века, вазы Жана Жилле, мейсенский фарфор с его изящными фигурами узнаваемых персонажей. Однако большая часть коллекции, настоящая жемчужина, источник чистой детской радости и взрослого эстетического и познавательного удовольствия – многочисленные образцы русского фарфора, больших и малых дореволюционных фабрик, в том числе Кузнецовых, Гарднера, товариществ и мануфактур, а впоследствии – нескольких сохранившихся в РСФСР фарфоровых заводов. Всевозможные фигурки, жанровые сценки, выполненные с разной степенью изящества и скрупулезности, но при этом очень характерные, запоминающиеся, они дают живое и яркое представление – ни много ни мало – о быте и нравах, об истории, этнографии и географии нашей огромной страны. Недаром здесь, в новом музее, так любят бывать дети: многие подолгу разглядывают приглянувшиеся фигурки, посуду, бытовые предметы, задают неожиданные вопросы, вновь возвращаются сюда.
– Обратите внимание на зал с фигурками фабрики Кузнецовых в Твери, впоследствии – Конаковской, – приглашает Анна Орлова. – Это был как раз такой фарфор и фаянс «для народа», не слишком дорогой и изысканный, но очень яркий, характерный, что называется, жовиальный.
И действительно: бытовые и жанровые сценки в этом зале, вылепленные и расписанные мастерами сто с лишним лет назад в Твери, настолько веселые, игривые, а порой и откровенно эротичные, что становится понятно, почему этими вазами, сигарницами, статуэтками так любили украшать мужские кабинеты и курительные комнаты. Настроения они добавляли, причем хорошего!
Отдельная часть экспозиции – советский агитационный фарфор. Здесь над каждой статуэткой, будь то пионер, узбечка или монах, несущий девушку, можно долго, что называется, «зависать». Но потом все‑таки оторваться и спуститься в подвал, где представлена другая часть коллекции Вадима Орлова – самовары и чугунное каслинское литье.
Брутальная мужская эстетика и ажурное девичье счастье
–Сейчас мы к Масленице готовимся, программу составляем, и этот сосуд для сбитня будет в ней участвовать, – улыбается Анна Орлова. – А самовары здесь тоже разные, практически всех дореволюционных заводов, причем каждый в рабочем состоянии. Какой же русский коллекционер – да без самоваров?
Скульптуры каслинского литья в экспозиции нового музея настолько разнообразны, что глаза разбегаются у всех – и у знатоков, и у дилетантов. На фоне почти четырехсотлетнего бурого кирпича и особой штукатурки с добавлением мраморной пыли фигуры и фигурки смотрятся благородно и органично, их также хочется подолгу рассматривать.
– На каждой скульптуре обязательно ставится клеймо формовщика, – рассказывает Анна Орлова, – потому что отлить из чугуна фигурку по авторскому слепку – не меньшее, а то и большее мастерство, чем у автора‑художника, требующее ювелирной точности! При этом каслинское литье – такая брутальная мужская эстетика, она действительно хорошо вписывается в интерьеры старинного кирпичного склада.
Как оказалось, любимая каслинская скульптура составителя коллекции – Дон Кихот, стоявший в его кабинете.
– Вадим Юрьевич ассоциировал себя с этим персонажем, – рассказывает наш экскурсовод.
…Для завершения впечатления от первого посещения этого музея, после которого хочется вернуться сюда буквально сразу, нужно подняться на верхний этаж, в небольшую комнату. Там посетителей встретит настоящее девичье счастье! А именно предметы интерьера и женского туалета минувших эпох, начиная от мебели и заканчивая шкатулками и щипчиками, сумочками и расческами, табакерками и курительными дамскими трубками. И еще десятками абсолютно очаровательных вещиц, всю прелесть которых каждая женщина поймет на генетическом уровне. Есть там, конечно, и мужские подобные штучки, например, кожаный дорожный несессер с маникюрными и прочими принадлежностями, но что такое этот ваш несессер по сравнению с серебряным чехольчиком для швейных наперстков? То‑то!
– Приходите к нам еще, мы очень рады гостям! – улыбается директор музея. – Хочется верить, что музей имени Вадима Юрьевича Орлова – лучший памятник этому замечательному человеку, всю жизнь стремившемуся сделать мир вокруг чуть ближе к идеалу, который он отчетливо представлял.