Георгию Жукову выпала судьба покорить Берлин. К этому времени он уже имел за плечами определенный опыт сражений: в 1939 году он воевал в Маньчжурии против японцев, в 1941 году защищал Москву от немецких войск и, наконец, в ходе Висло-Одерской операции разбил остатки восточного фронта Германии.
Но командующий 1-м Украинским фронтом, Иван Конев к тому времени уже направил свои войска к Берлину. Теперь Одер стал стартовой линией, от которой должны были начаться гонки за немецкую столицу. Десятки тысяч русских солдат должны были заплатить кровью за эгоманию своих командиров в последние дни войны.
На фотографии изображен Жуков (на переднем плане) на своем командном пункте во время сражений за Зееловер-Хайтс.
Битва за Зееловер-Хайтс началась с сумасшедшей артподготовки. Рано утром 16 апреля 42 000 советских орудий открыли яростный огонь по передовым позициям Германии. Для обеспечения лучшей видимости Жуков приказал установить огромные прожектора и направить их на немецкие позиции – но эта ошибка оказалась роковой. Немецкие пулеметы безжалостно косили цепи русских солдат, которые четко вырисовывались на заднем фоне. Атака провалилась.
Затем Жуков решил бросить в бой свои танки, но и эта атака была отбита немецким Panzerfaustschützen – на фото изображены расчеты гранатометчиков. Однако у немецких защитников вскоре закончились боеприпасы и 19 апреля советские войска наконец прорвали оборону. 30 000 красноармейцев и 12 000 немцев погибло в той битве.
Далее советские войска 1-го Украинского фронта под командованием маршала Конева взломали слабые немецкие позиции вдоль Lausitzer Neiße. Для контратак у Вермахта больше не было сил. 9-я армия, которая находилась к югу от Берлина, была окружена и уничтожена. Около 40 000 немецких солдат и гражданских лиц погибло в те дни.
На фото изображен танк Т-34. В канаве лежат трупы убитых немецких солдат.
20 апреля, в день рождения Гитлера, Нюрнберг пал и к югу от Берлина на шоссе появились первые русские танки. Через пять дней советские передовые части встретились к северо-западу от Потсдама. Столица была окружена.
Вместо того чтобы прийти на помощь 4-я танковая армия отошла из Дрездена в Богемию. Войска СС «Группы армий Штайнер», на которые Гитлер возлагал свою последнюю надежду, существовали только на бумаге, и теперь Берлин должен был сражаться в гордом одиночестве.
Здесь люди из Фольксштурма строят уличную баррикаду из разбитого трамвая.
Ураганный огонь из бесчисленных орудий и непрекращающиеся атаки советских штурмовиков – все это обрушилось на последний бастион Гитлера.
Около 100 000 защитников, половина из которых Фольксштурм и Гитлерюгенд, должны были остановить натиск 2,5 миллионов солдат Красной армии. Их должны были поддержать 250 несчастных морских пехотинцев. 25 апреля по приказу гранд-адмирала Карла Деница они были отправлены в осажденную столицу. Большинство из них погибло при защите Рейхсканцелярии.
Здесь советские солдаты заряжают «Катюшу» - многозарядную ракетную установку, которую немцы прозвали «сталинский орган». Огонь по площадям не делал различий между гражданскими лицами и солдатами. Тысячи берлинцев погибло от этого смертоносного огня.
В последние дни диктатор становился все более одиноким. В апреле Герман Геринг телеграфировал из Берхтесгадена, что он примет на себя правопреемство Гитлера, но при условии, что он останется в Берлине. В тот же день Гитлер узнал о попытках Генриха Гиммлера заключить сепаратный мир с союзниками. В ярости Гитлер застрелил офицера связи Гиммлера Германа Фегелейна.
На фотографии изображен Герман Геринг в марте 1945 года в мемориале Унтер-ден-Линден по случаю празднования «Дня Героев». Геринг оставался в городе до дня рождения Гитлера, после чего он, как и многие другие ведущие партийные кадры, были эвакуированы в безопасное место.