Суммарный итог исполнения бюджетов российских регионов сложился в совокупный профицит в объеме 492 млрд рублей. Это является рекордным показателем за 12 лет.
Как указывается в обзоре Аналитического кредитного рейтингового агентства (есть у «Финансовой газеты»), период «12 лет» является минимальным, поскольку исследования этого показателя в агентстве ведутся лишь с 2007 года.
Для сравнения – по итогам 2017 года был зафиксирован совокупный дефицит региональных бюджетов в размере 15,5 млрд рублей, а годом ранее – 2,4 миллиарда.
Как указывает заместитель директора Группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Елена Анисимова, основным фактором, повлиявшим на формирование профицита в минувшем году явилось то, что темп роста доходной части регионов был выше расходной - 16% против 11%.
«Поступления по налогу на прибыль обеспечили более половины прироста совокупных доходов – они увеличились на 576 млрд руб. из 1,1 трлн руб. Еще 26% дало увеличение совокупных трансфертов , а 21% - выросшие поступления по НДФЛ. На 9% доходная часть приросла налогом на имущество. Это основные доходные статьи, обеспечившие прирост», - пояснила Анисимова «Финансовой газете».
Как указывается в исследовании, минувший год с профицитом завершили 70 регионов, тогда как в 2017-м их было лишь 45. При этом совокупный профицит регионов, закончивших год с положительным результатом, составил 551 млрд руб., что в 3,6 раза больше, чем годом ранее.
При этом совокупный дефицит регионов оказался на уровне 59 млрд руб. – то есть, почти в три раза меньше показателя 2017-го.
«Сочетание макроэкономической конъюнктуры и государственных управленческих решений создали благоприятную среду для исполнения региональных бюджетов», - указывается в обзоре.
«Наверное, требует объяснения рост налога на прибыль: все-таки он дал максимальную долю прироста. Как мы отмечаем в исследовании, причиной роста поступлений стали высокие рублевые цены на сырье – нефть и газ, уголь и металлы. Для примера, - по данным налоговой отчетности, за три квартала прошлого года [годовые данные за 2018 еще не доступны – «Фингазета»] рост поступлений в бюджеты регионов по сектору “добыча полезных ископаемых” составил 196%, или 470 млрд руб., при том, что в 2017-м показатель достигал 240 млрд руб.», - отмечает госпожа Анисимова.
Как уже говорилось, рекордные темпы роста были зафиксированы в прошлом году по трансфертам, предоставленным регионам, при этом на две трети этот прирост был обеспечен наращиванием дотаций. Так, в частности, росли дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов и компенсацию расходов по оплате труда.
«Да, дотации выросли на 276 млрд руб. и обеспечили 18% прироста совокупных поступлений. Но - напомним, что сейчас действует временная норма, по которой изменена пропорция распределения налога на прибыль. Ранее в региональные бюджеты поступало 18%, в федеральный 2%, теперь - 17% против 3%. Этот 1% Минфин обещал направить в виде дотаций в частности в регионы, которые нуждаются в поддержке больше всего», - оьбъясняет замдиректора Группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА.
По словам Анисимовой, объем налога на прибыль, который дополнительно поступил в результате перераспределения в федеральный бюджет в 2018 году, можно оценить приблизительно в 180 млрд. руб. А это значит, что более половины прироста дотаций - 180 млрд руб. из 276 миллиардов, – это «вернувшийся» в регионы 1% налога на прибыль в виде безвозмездного перечисления.
«Безусловно, это взгляд в целом на систему - условное «среднее по больнице», - и какие-то регионы могли не получить тот объем дотаций, на который рассчитывали, а у части потеря 1% налога может быть не компенсирована получением дотаций», - уточняет эксперт.
В исследовании АКРА отмечается, что полученный в минувшем году профицит регионы частично потратили на снижение долга, который достиг 109 млрд руб. Но большей частью он пойдет на формирование условных резервов, которые могут быть потрачены в последующие годы для финансирования дефицитов.
Что же касается прогноза по итогам нынешнего года, то, по мнению аналитиков, ожидается замедление темпов роста налоговых доходов, сохранится необходимость поддерживать социальные обязательства и возникнет дополнительная необходимость в финансировании национальных проектов.
«Наши эксперты прогнозируют постепенный спад цен на сырьевые товары, а значит, поддержать темп роста доходов на росте налога на прибыль не получится, - говорит госпожа Анисимова. - При этом социальные обязательства каждый год растут, и в 2019 уже добавится софинансирование некоторых программ в рамках нацпроектов. В этих условиях очень высока вероятность возврата к совокупному дефициту. Но значительного роста долга может не произойти, ведь на остатках – профицит 2018 года».