Найти тему

ЕГЭ по географии – 2019

География является предметом мировоззренческого характера и способствует формированию у учащейся молодежи комплексного, системного и социально-ориентированного представления о России и планете Земля в целом. Преподавание географии в общеобразовательных учреждениях основывается на формировании яркой и образной географической картины мира, установлении причинно-следственных связей между географическими явлениями и процессами. Единственным источником получения системных достоверных географических знаний для нас является географическое образование. По мнению многих учителей географии и родителей, ЕГЭ по географии даёт объективные данные о реальном уровне подготовки выпускников образовательных учреждений. Поэтому анализ ежегодных  результатов ЕГЭ по географии позволяет получить информацию о сильных и слабых сторонах подготовки обучающихся по предмету, определить особенности изучения и усвоения учебного материала выпускниками, отличающимися разным уровнем образовательной подготовки. Все это создаёт необходимые условия для реализации обратной связи в процессе обучения географии. Экзаменационная работа 2018 года сохраняла преемственность с КИМ предыдущих лет и не претерпела изменений. Каждый вариант экзаменационной работы состоял из двух частей и включал в себя 34 задания, различающихся формой и уровнем сложности.

В 2018 году в Республике Татарстан количество участников ЕГЭ по географии, по сравнению с 2017 г., увеличилось на 47 человек и составило всего 187 человек. Из них большая часть – это выпускники 2018 г., усвоивших образовательную программу среднего общего образования – 176 человек, что составляет 94,1% (в 2017г. – 90,7%). В 2018 г. среди участников ЕГЭ по географии, в отличие от прошлых лет, не было выпускников учебных заведений среднего профессионального образования, а в 2017 г. их было 3 человека.

Отрадно отметить, что в 2018 г. в ЕГЭ по географии по РТ приняли участие обучающиеся 34 муниципальных районов (в 2017 г. – 29) и Казани и Набережных Челнов и что наблюдается рост на 5 муниципальных районах. Количество сдавших ЕГЭ по географии в 2018 году увеличилось, по сравнению с 2017 годом, в г. Наб. Челны на 10 человек, в Альметьевском районе – на 8, в Аксубаевском, Азнакаевском, Алькеевском, Балтасинском районах – на 3 в каждом; в г. Казани, в Арском, Бугульминском, Елабужском, Мензилинском муниципальных районах на 2 чел. в каждом. В этом году сократилась количество выпускников, сдавших ЕГЭ по географии в Зеленодольском районе, на 4 чел.

В 2018 г. наиболее высокие результаты ЕГЭ по географии (доля участников, получивших от 81 до 100 баллов) показали следующие общеобразовательные учреждения республики: лицей-интернат №1 г. Альметьевска, Мало-Лызинская средняя школа Балтасинского района, Октябрьская средняя школа Верхнеуслонского района, гимназии №26, 76, 77, лицей-интернат №84 им. Гали Акыша г. Наб. Челны, Кадыровская средняя школа Заинского района, лицей им. В,Карпова с. Осиново Зеленодольского района, Тавельская средняя школа Мамадышского района, Кутлу-Букашская средняя школа Рыбно-Слободского района, лицей №131, средняя школа №156 г. Казани.

В 2018 г. в ЕГЭ по географии не принимали участия обучающиеся 9 районов республики: Алексеевского, Кайбицкого, Кукморского, Муслюмовского, Новошешминского, Пестречинского, Сармановского, Спасского, Черемшанского. А в 2017 году таких было 14 районов.

Анализ результатов выполнения элементов содержания заданий (27) части I показывает, что их средний процент колеблется от 42,1% до 100%, составляя в среднем – 81,5% (в 2017г. – 67,1%). Следует отметить, что в 2018 г. средний балл за выполнение заданий части I увеличился на 14,4%, по сравнению с 2017 г.

Средний процент выполнения заданий по уровням сложности составил:

базовый уровень (18 заданий)  в 2018 г. составляет 83,6% (в 2017 г. – 79,2%);

повышенный уровень (8 заданий) – 79,6% (в 2017 г. – 81,9%);

высокий уровень (1 задание) – 57,9% (в 2017 г. – 40,9%, в 2016 г. – 74,3%).

В 2018 г. по итогам ЕГЭ по географии наибольшие результаты получены по следующим заданиям:

100% по блокам: «Географические модели. Географическая карта, план местности» (В1), «Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование» (В3), «Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства» (В10), «Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам» (В15);

94,8% по блокам: «Мировое хозяйство. Хозяйство России. Регионы России» (В16), «Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле» (В17), «Природные ресурсы» (В22), «Часовые зоны» (В20);

89,5% по блокам: «Атмосфера и гидросфера» (В2), «Литосфера. Рельеф земной поверхности. Мировой океан и его части. Воды суши. Особенности природы материков и океанов» (В7), «Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира» (В11), «Направления и типы миграции населения России. Городское и сельское население. Регионы России» (В21) и др.

В отличие от 2017 г., в этом году, кроме темы «Население», также  хорошие результаты показаны по темам: «Географические модели. Географическая карта, план местности», «Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства», «Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам». Успешное усвоение названных тем выпускниками свидетельствует о том, что учителя географии образовательных учреждений в учебном процессе стали уделять больше внимания  изучению этих вопросов в урочное и во внеурочное время.

В части I наименьшие результаты были получены по следующим заданиям:

42,1% по блоку «Географические модели. Географическая карта, план местности» (В26) (в 2017 г. – 77,2%);

47,4% по блоку «Ведущие страны-экспортеры основных видов промышленной продукции. Ведущие страны-экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции. Основные международные магистрали и транспортные узлы» (В19) (в 2017 г. – 68,2%);

57,9% по блоку «Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России» (В25) (в 2017 г. – 40,9%).

Анализ результатов части I ЕГЭ по географии показывает, что в 2018 г. наблюдается некоторое улучшение результатов ответов обучающихся, по сравнению с предыдущими годами. Однако, несмотря на это, наибольшие затруднения у выпускников вызывают некоторые вопросы по отдельным темам и разделам следующих курсов: по начальному курсу физической географии (VI кл.), экономической и социальной географии России (IХ кл.) и экономической географии зарубежных стран (Х – ХI кл.). Выявленные недостатки подготовки выпускников могут быть связаны с недостатком времени на изучение географии в базисном учебном плане и перегруженностью различной информацией действующих программ и некоторых учебников, отсутствием в учебных планах экономической географии зарубежных стран в некоторых профильных школах, гимназиях и лицеях республики.

Ответы на задания (7) в части II проверялись экспертами в соответствии со специально разработанным перечнем критериев.

Задания части II позволяют выявлять у обучающихся способности творчески применять полученные географические знания и умения, определять и сравнивать по разным источникам информации и  географические тенденции развития социально-экономических объектов, процессов и явлений. Задания данной части также дают возможность не только оценить учебные достижения, глубину знаний обучающихся, но и выявить логику рассуждений, умение применять полученные географические знания в нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные и пространственные связи между объектами и явлениями географической оболочки, сделать прогноз возможных изменений компонентов природы в результате человеческой деятельности, дать обоснованную оценку природных условий и ресурсов с определенной целью, определить свойства географических объектов и явлений в зависимости от их положения в географическом пространстве на основе знаний о пространственных связях. Выполняя задания части II, обучающиеся имеют возможность полно и лаконично изложить свой ответ, продемонстрировать весь спектр знаний по физической,  экономической и социальной географии.

Задание С1 (высокий уровень сложности) – на построение профиля рельефа местности. Типичные ошибки при выполнении этого задания связаны в основном с неумением определять направление уклона местности с помощью бергштрихов, неправильным определением высоты горизонталей, а также с переходом изображения от одного масштаба в другой. Средний процент выполнения данного задания составляет 68,4 % (в 2017 г. – 85%).

Задание С2 проверяет достаточно большое количество элементов содержания и требований к уровню подготовки. Очевидно, этим объясняется низкий процент правильных ответов на это задание. Средний процент выполнения задания  составляет  36,8% (в 2017 г. – 77,4%), наблюдается резкое уменьшение – на 40,6%. Типичные ошибки при выполнении подобных заданий связаны, главным образом, с неверным пониманием взаимозависимостей между показателями рождаемости и смертности  населения, возрастной структурой, продолжительностью жизни населения.

Задание С3 призвано проверить достаточно большое количество элементов содержания (аналогичные заданию С2) и требований к уровню подготовки, которые имеют практическую направленность. Средний процент выполнения задания составляет –73,7% (в 2017г. – 68,8%). Типичной ошибкой большинства обучающихся, приступивших к выполнению подобных заданий, является слабое представление о различии между абсолютными и относительными величинами и слабые знания по математике.