Найти в Дзене

Особенности ЕГЭ по химии – 2019

Моя коллега, учитель химии лицея №131 г. Казани Эльфия Сафонова отме­тила, что никогда не делит учащихся на «олимпиадников» и «егэшников». Также она говорила, что некоторые замотиви­рованы именно на олимпиады, потому что, если ученик является призером Все­российской олимпиады даже в IX классе, это уже 100 баллов в кармане. Зачастую набрать высокий балл школьникам меша­ет не отсутствие знаний, а некорректная, запутанная формулировка некоторых вопросов, добавила она.

Да, действительно, я солидарна с мне­нием моих коллег. В этом году впервые проводился городской форум «Гордость учителя в учениках». Я также имела воз­можность участия как учитель, подгото­вивший 100- балльника по химии в этом учебном году.

Объектом контроля в рамках ЕГЭ каж­дый год является система знаний основ общей, неорганической и органической химии.

В ЕГЭ 2018 года также оценивались главные составляющие этой системы: ведущие понятия химии о химическом элементе, веществе и химической реак­ции; основные законы и теоретические положения химии; знания о системности и причинности химических явлений, спо­собах познания веществ и химических реакций, применении веществ. Учитыва­лись умения, которыми должны владеть учащиеся в процессе изучения курса химии.

Структура ЕГЭ-2018. Каждый вариант экзаменационной работы был построен по единому плану: работа состояла из двух частей, включала в себя 35 заданий.

В части 1 было 29 заданий с кратким ответом, в их числе 21 задание базового уровня сложности (в варианте они при­сутствовали под номерами: 1–7, 10–15, 18–21, 26–29) и 8 заданий повышенного уровня сложности (их порядковые номе­ра: 8, 9, 16, 17, 22–25). За первую часть максимально можно было получить 40 первичных баллов.

В части 2 было 6 заданий высокого уровня сложности с развернутым отве­том (задания под номерами 30–35). Вто­рая часть оценивалась на 20 первичных баллов.

Изменения в ЕГЭ-2018. В экзамена­ционную работу 2018 г., по сравнению с 2017 г., были внесены изменения, обеспе­чивающие повышение качества отдель­ных заданий и экзаменационных вари­антов в целом. Так, например, задание 9 перемещено к другим заданиям, отно­сящимся к блоку «Химическая реакция», оно было усложнено и переведено на повышенный уровень сложности и оце­нивалось 2 баллами.

Задание 21 базового уровня слож­ности, ориентированное на проверку усвоения элемента содержания «Реак­ции окислительно-восстановительные» и представленное в формате на установ­ление соответствия между элементами двух множеств, оценивалось 1 баллом.

Задание 26 базового уровня сложно­сти, ориентированное на проверку усво­ения содержательных линий «Экспери­ментальные основы химии» и «Общие представления о промышленных спосо­бах получения важнейших веществ» и представленное в формате на установле­ние соответствия между элементами двух множеств, оценивалось также 1 баллом.

Кроме того, были серьезные изме­нения во 2-й части экзаменационных вопросов. Было увеличено количество заданий с 5 до 6 заданий, что привело к увеличению общего количества за­даний экзаменационной работы с 34 (в 2017 году) до 35.

Представлены новые задания 30 и 31, которые ориентированы на про­верку усвоения важных элементов содержания: «Реакции окислитель­но-восстановительные» и «Реакции ионного обмена». Каждое задание оценивалось максимально 2 баллами. Эти изменения в экзаменационной ра­боте были ориентированы на повыше­ние дифференцирующей способности заданий, а также на усиление объек­тивности оценивания образователь­ной подготовки выпускников по химии.

Статистика: в 2018 г. в основной период в ЕГЭ по химии приняли учас- тие более 84,5 тыс. человек, что более чем на 11 тыс. человек больше, чем в 2017 г. Средний балл выполнения эк­заменационной работы практически не изменился и составил 55,1 балла (в 2017 г. – 55,2). Доля выпускников, не преодолевших минимального балла, составила 15,9%, что незначительно выше, чем в 2017 г. (15,2%).

Второй год наблюдается увеличение числа высокобалльников (81–100 бал­лов): в 2018 г. прирост составил 1,9% в сравнении с 2017 г. (в 2017 г. – 2,6% в сравнении с 2016 г.). Отмечен также определенный прирост стобалльников: в 2018 г. он составил 0,25%.

Полученные результаты могут быть обусловлены более целенаправленной подготовкой старшеклассников к опре­деленным моделям заданий, в первую очередь, высокого уровня сложности, включаемых в часть 2 экзаменационно­го варианта. В качестве другой причины можно назвать участие в ЕГЭ по химии победителей олимпиад, дающих пра­во на внеконкурсное поступление при условии выполнения экзаменационной работы более чем на 70 баллов. Опре­деленную роль в повышении результа­тов, возможно, сыграло и размещение в открытом банке заданий ЕГЭ большего количества образцов заданий, включа­емых в экзаменационные варианты.

Напомним, что одной из основных задач на 2018 г. было усиление диффе­ренцирующей способности отдельных заданий и экзаменационного варианта в целом. С этой целью в задания ЕГЭ была включена новая модель заданий во второй части.

В условии этих заданий (30, 31) есть единый контекст, представляющий собой перечень пяти веществ, из которых экза­менуемые должны выбрать вещества и составить из них уравнения химических реакций. Данное изменение позволило повысить сложность задания 30, прове­ряющего элемент содержания «окисли­тельно-восстановительные реакции», и дополнить вариант проверкой еще од­ного значимого элемента содержания – «реакции ионного обмена» (задание 31).

Статистика: если в 2017 г. задание 30 было выполнено в среднем практи­чески на 68,3% и с ним успешно справ­лялись многие выпускники с удовлет­ворительной подготовкой (на 63%), то в 2018 г. в среднем экзаменуемые справи­лись на 41%, а выпускники с удовлетво­рительной подготовкой – лишь на 22%.

Обновленная модель предусматри­вала большую вариативность и само­стоятельность при разработке алгорит­ма решения, у менее подготовленных выпускников были существенные за­труднения.

Результаты выполнения работы в 2017 г. показали, что три задания эк­заменационной работы не в полной мере соответствовали параметрам, предъявляемым к заданиям базового и повышенного уровней.

Примеры заданий 30, 31 (оценива­ется каждое задание на 2 балла).

  • Для выполнения задания ис­пользуйте следующий перечень ве­ществ: манганат калия, бромоводород, нитрат серебра(I), нитрат натрия, фор­миат натрия. Допустимо использова­ние водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановитель­ная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

  • Для выполнения задания ис­пользуйте следующий перечень ве­ществ: манганат калия, бромоводород, нитрат серебра (I), нитрат натрия, фор­миат натрия. Допустимо использова­ние водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. За­пишите молекулярное, полное и сокра­щённое ионное уравнения этой реакции.

Отметим, что наиболее типичной ошибкой у выпускников при выполне­нии задания 31 был неправильный вы­бор реагирующих веществ. Выпускники выбирали растворимые вещества в ка­честве реагентов, взаимодействие кото­рых не сопровождается образованием малодиссоциирующего продукта, были составлены неправильные уравнения реакции с участием простого вещества или оксида. Элемент решения считает­ся также выполненным неверно, когда отсутствуют коэффициенты в полном ионном или несокращенные коэффици­енты в сокращённом ионном уравнении. Выпускники очень часто путали степень окисления элементов и заряды ионов.

Поэтому при подготовке к экзамену учителя должны особо повысить вни­мание к этим аспектам, чтобы сни­зить потери баллов при выполнении указанных заданий. Еще выпускники должны знать, что если вещество отно­сится к малодиссоциирующим, то его записывают в молекулярном виде, и при этом реакция не перестает быть реакцией ионного обмена.

Задания 30 и 31 имеют несколько вариантов решения, что является от­личительной особенностью заданий 2-й части. Благодаря этому выпускники должны продемонстрировать готовность самостоятельно определять путь реше­ния заданий и продемонстрировать вы­сокий уровень владения химическими знаниями и умениями. Надеемся, что через некоторое время учителями и об­учающимися будет отработана система подготовки к выполнению таких заданий.

Ежегодно (и в 2017 г., и в 2018 г.) низкие показатели были получены при выполнении задания 26 базового уровня сложности: средний процент выполнения составил 41,8%.

Так как это задание имеет приклад­ную направленность, выпускники долж­ны знать о способах получения веществ в промышленности и в лаборатории, об особенностях строения веществ, име­ющих важное значение в жизни чело­века, а также об областях применения веществ и химических реакций, пока­зать грамотное владение химической номенклатурой.

Примеры задания 26 (оценивается задание на 1 балл).

  • Установите соответствие между на­званием высокомолекулярного вещества и формулой соответствующего ему моно­мера: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую по­зицию, обозначенную цифрой.

Название вещества

А) полистирол,

Б) целлюлоза,

В) изопреновый каучук.

Формула мономера

1) C6H12O6

2) CH2=C(CH3) – CH= CH2

3) C6H5 – CH= CH2

4) C3H7NO2

Запишите в таблицу выбранные циф­ры под соответствующими буквами.

Ответ:

АБВ312

  • Установите соответствие между аппаратом, который используется в хи­мическом производстве, и процессом, происходящим в этом аппарате: к ка­ждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Аппарат

А) печь для обжига,

Б) компрессор,

В) колонна синтеза.

Процесс

1) сжатие газовой смеси,

2) реакция азота с водородом,

3) реакция пирита с кислородом,

4) очистка газов от пыли.

Запишите в таблицу выбранные циф­ры под соответствующими буквами.

Ответ:

АБВ312

Продолжение на портале magarif-uku.ru