Финский модерн в архитектуре как стиль появился в Финляндии на рубеже XIX и XX веков в эпоху пробуждения национального сознания, интереса к истории и фольклору и был тесно связан с национальным романтизмом, течением, которое активно развивалось во всех сферах искусства: живописи, литературе, музыке и архитектуре. Финский модерн в архитектуре отличают функционализм, мотивы древней романской и народной архитектуры и, конечно, влияние национального фольклора. Здания, построенные в этом стиле создают особый, неповторимый и запоминающийся облик города. Некоторые из зданий финского модерна я уже видела и рассказывала о них.
Это Национальный музей Финляндии (архитекторы Г.Гезелиус, Э.Сааринен, А.Линдгрен, 1902-1904 г.г.). Эти архитекторы были авторами финского павильона на выставке в Париже в 1900 году. Сам павильон не сохранился, но его внешние черты сегодня можно видеть в облике здания Национального музея Финляндии.
Характерная особенность финского модерна – это использование природного материала финского гранита с цветовой палитрой от разных оттенков серого до розового для отделки фасадов этих зданий, напоминающих своим видом северные скальные ландшафты и средневековые замки.
Это железнодорожный вокзал Хельсинки (архитектор Э.Сааринен, 1909-1914г.г.).
И церковь Каллио (архитектор Л.Сонк, 1908-1912 г.г.).
Еще одно здание в стиле национального романтизма – Финский Национальный театр, самый старый профессиональный театр Финляндии (архитектор Онни Тарьянне, 1902 г.). Внешне напоминает средневековый замок с башнями.
На Алексантеринкату расположено здание страхового общества «Похьола». И это, пожалуй, самое известное здание в Хельсинки, выполненное в стиле «чистого» финского национального романтизма. Само название «Похьола» заимствовано из эпоса «Калевала» и означает «суровая северная страна». Здание было построено в 1901 году архитекторами Г.Гезеллиусом, А.Линдгреном и Э.Саариненом с применением природного камня гранита «грубой обработки», являющегося неотъемлемой частью финской природы. Саму природу здесь можно увидеть в так называемых «скульптурных рельефах» на фасадах в виде сидящих медведей или медвежьих голов в оконных простенках, белок, сосен с шишками, летучих мышей и сов в карнизной части здания. Присутствуют здесь и герои народного эпоса «Калевала» и даже тролли. Верхняя филенчатая часть окон напоминает окна средневековых замков. Такие окна очень часто можно встретить не только в Хельсинки, но и по всей Финляндии. Интересный факт, что скульптуры для здания были выполнены молодым скульптором - женщиной Хильдой Марией Флодин. На то время ей было 23 года.
Строгого, даже сурового, вида здание, также являющееся воплощением северного модерна с грубой гранитной облицовкой и медвежьими головами над окнами 2-го этажа - это «Дом Карелов». Построен он был в 1910 году по проекту архитектора Онни Тарьянне. Сначала в здании предполагалось разместить студенческую организацию, представлявшую Северную Карелию. Но из-за финансовых проблем здание было продано через шесть лет после постройки, и одно время здесь располагался театр. Сегодня студенческие организации (целых три) снова размещаются в этом здании.
Жилые дома, выполненные в стиле финского романтизма, конечно, имеют не такой «суровый» вид. А гранит применяется, как правило, для отделки цоколя. Дальше покажу некоторые из домов, которые я видела, гуляя по городу без определенного маршрута и в разные дни, и которые мне показались наиболее выражающими стиль финского модерна. Но это только небольшая их часть. Хельсинки – кладезь зданий, построенных в стиле финского модерна. Итак…
Это серое здание «Стадет». Построено в 1905 году по проекту Уско Нюстрема. Необычен угол здания с интересными балконами и простым волнистым узором под карнизом, выполненным из кусочков природного камня. Для придания выразительности фасадов здесь применено сочетание фактурной штукатурки и гладкой поверхности стен.
При проектировании домов финскими архитекторами того периода использовались разные формы и размеры оконных проемов на одном фасаде (часто применяемый прием) с отделкой оконных простенков контрастными цветами и материалами. И, как пример, этот дом в районе Эйра.
Или этот.
А этот дом уже в другом районе. Архитекторы Ларс Сонк и Онни Тарьянне. Внизу располагается букинистический магазин с 1977 года.
На этом доме в качестве декора введены орнаменты, вдохновленные народным северным фольклором. Здание построено в 1906 году по проекту архитекторов Оскара Бомансона и Бертеля Юнга. На фото общего вида здания не видно, но орнамент на фасаде - это мозаичные узоры из кусочков камней неправильной формы (!).
Очень интересный, на мой взгляд, дом Торилинна со множеством элементов декора. Здание построено в 1906 году архитектурным бюро Нюберг и Леппенен. Некоторые элементы декора и обрамления над окнами выполнены опять же из фрагментов природных камней. Интересны также маскароны и места их расположения, особенно наличие разного калибра сфер между ними под выступающей верхней угловой частью дома.
Хотя об этих двух домах недалеко от Успенского Собора я уже рассказывала раньше, но поместить их в этой теме будет не лишним. Первый - дом Тальберга, построенный 1897-1989 годах для коммерсанта Юлиуса Тальберга архитекторами Э. Саариненом, Г.Гезелиусом и А.Линдгреном. Дополню, что архитектору Э.Сааринену на то время было 25 лет, а впереди у него и его коллег – Национальный павильон Финляндии на выставке в Париже в 1900 году.
И дом «Эола», построенный в 1903 году архитектором С.Линдквистом. Интересный несимметричный фасад с двумя такими разными по форме и оформлению эркерами. Эти два так не похожих друг на друга дома стоят друг напротив друга и, по-моему, это прекрасное соседство.
Дом на улице Сатамкату построен в 1911 году по проекту архитектора Вальдемара Аспелина. Сдержанное по оформлению, но красивое, по-моему, здание.
И еще пара домов с характерными чертами финского модерна.
Хотя это здание и не в стиле северного модерна, я решила все-таки поместить его здесь за необычное использование кирпича для отделки стен нижних этажей, подоконных простенков и эркеров в сочетании с простой геометрией окон и дома в целом.
Красивых, старых и стильных домов в Хельсинки много. И это только малая часть из них. У каждого, кто пройдет по улицам города, найдутся свои «фавориты».