Найти тему

«Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?»

Помните добрую советскую песенку о разнице между мальчишками и девчонками в исполнении Юрия Чичкова?

Из чего же, из чего же, из чего же  
Сделаны наши девчонки?  
Из цветочков и звоночков,  
Из тетрадок и переглядок  
Сделаны наши девчонки!

И хотя прошло много лет, изменился мир и перераспределились роли мужчин и женщин в обществе, внутренняя суть осталась неизменной, как и особенности психологии. Это значит, что уже с ранних лет, сегодня, как и десятилетия или столетия назад, видны гендерные различия между детьми, даже если в некоторых странах отныне запрещено это замечать. Не будем сейчас говорить о шкодливых мальчишках, мечтающих о далёких звёздах и героических деяниях. Поговорим о милых девчонках, строящих воздушные замки в своих фантазиях. Маленькие принцессы по-прежнему любят мечтать и видят яркие сны, обожают волшебство и всё красивое, смотрят на мир через розовые очки и ждут чудес. И, конечно, они предпочитают свои особые, девчачьи сказки, в которых говорится о проблемах и проблемках героинь, похожих на читательниц как две капли воды.

Сердитые глазки, слеза на щеке
И тюбик помады, зажатый в руке.
В квартире идёт непростой разговор:
Мать дочь не пускает с помадой во двор.
А дочь объясняет, махая рукой:
«Взяла я нарочно твой тюбик с собой.
Ну как без косметики можно гулять?
На улице люди, а мне уже – пять!»

Строки этого стихотворения под названием «Мама не права» принадлежат современному писателю Аркадию Млынашу. Именно он выступит в роли эксперта и попытается рассудить тех, кто думает, будто мальчишки и девчонки по своей природе одинаковы, а все различия – итог воспитания. И теми, кто верит, воспитание должно быть особенным, исходя из уже имеющихся различий между представителями разных полов. Начать диалог лучше с обсуждения самого юного возраста, когда ребята впервые знакомятся с книгами и учатся через страницы смотреть на мир:

«Честно говоря, никогда не задумывался над отличием литературы для детей по гендерному признаку», – признаётся Аркадий. Но, после секундной паузы, начинает размышлять вслух об этой непростой и актуальной сегодня теме, связанной не только с литературой, но и с самим воспитательным процессом. На примере своих стихов поэт пытается определить, как создаются произведения для разных возрастных групп. И, в частности, ориентируются ли писатели сразу на конкретную целевую аудиторию: «В первую очередь я в своих стихотворениях пытаюсь опереться на детскую любознательность, на умение сопереживать литературным героям, на развитие их фантазии и узнавание самих себя в различных забавных ситуациях. Считаю, что для начала наших маленьких детей надо заинтересовать, приучить слушать, любить книги, а потом и читать их самостоятельно. Это главное! Хотелось бы привести в качестве примеров несколько своих стихотворений-иллюстраций о сказанном выше:

Как читают внучкам

Я читаю книжку внучке:
Кулачком грозим злодеям.
Репку тянем вместе с Жучкой.
Жалобно козлёнком блеем!

Серый хищник возле двери,
Притворяется козою...
Ножкой топаем – не верим!
Волку двери не откроем!

Пузырей летают стаи.
Веселимся, нам – не скучно.
Прыгаем, изображаем...
Только так читают внучкам!


Хитрюли

Дети притихли, слушают сказки.
Смотрят пытливо пуговки-глазки.

Вечер на улице, скоро в кровать.
– Мама, а завтра ты будешь читать?

Честно-пречестно царевну найдут?
Злые волшебники в замке живут?

Волк эту девочку точно не съест?
Как отыскать заколдованный лес?

Мама смеётся уловкам простым:
«Завтра проснётесь – поговорим!»

Получается, что для самых маленьких никакого различия в литературе нет, во всяком случае, это моё мнение».

Но вот прошли первые годы. Малыш уже большой. Он осознаёт себя как личность, проявляет самостоятельность, хочет быть похожим на маму или на папу. Появляются ли различия в любимой литературе, когда мальчишки начинают ассоциировать себя с супергероями, а девочки – с принцессами? Или это мы, взрослые, навязываем им свои ассоциации?

«Да, размышляя дальше над заданным вопросом, когда из уст ребёнка мы слышим «Я уже большой», «Я сам», «Раньше, когда я был/была маленьким/ой...», я думаю, что литература для мальчиков и девочек отличается, – высказывает мнение Аркадий Млынаш. – Сначала незначительно, а дальше отличий всё больше и больше. Опять же, не всё так просто и прямолинейно. На это влияет множество факторов: родители, друзья, телевизор, игровые приставки, интернет... Девочки интересуются маминой косметикой, причёсками, одеждой, смотрят мамины, если есть, женские журналы. Это нормально. Но одно дело, если, кроме журналов, кукол «ЛОЛО» и детской косметики, они больше ничего знать не хотят, и другое дело – если они «прошли» весь путь вместе с Гердой, чтобы выручить Кая, волнуясь за девочку. Если с уважением отвечали Морозу Ивановичу, если, помогая другим, смогли выручить маленького братика из избушки Бабы Яги. Когда надевают фартучек и хотят помочь маме на кухне.

Маленькая стряпуха

Я большая – мне пять лет.
Стряпаю сама обед.
Всю в округе ребятню
Приглашаю на стряпню:

Пироги из глины,
Веточка рябины,
Листик для салата –
Налетай, ребята!

Это девочки, которым читали и которые читают сами. Через книги в девочках надо (хорошее слово «Надо!») воспитывать аккуратность, трудолюбие, любознательность – всё, что необходимо будущим матерям, жёнам, хорошим грамотным специалистам. Опять же, если они увлекаются с детства одеждой и косметикой – а вдруг они станут хорошими дизайнерами, и так далее? В любом случае, если ребёнок с детства подружился с книгой – он однозначно вырастет Человеком с
большой буквы».

Итак, разница между книгами для девочек и мальчиков есть и должна быть. Восприятие тех или иных тем заложено в подсознание ребёнка и проистекает из его восприятия себя как личности, что подразумевает и причисление себя к одному из лагерей: мужчинам или женщинам. Понимая это, легче выбрать литературу, которая способна заинтересовать ребёнка и воспитать в нём правильные ценности. Тут встаёт следующий вопрос: все ли сказки одинаково хороши? Подходят ли они принцессам нового поколения? Не устарели ли?

«Как я отношусь к сказкам про принцесс? Я люблю сказки! – твёрдо говорит Аркадий Млынаш. Однако что-то в его интонации подсказывает, что будет некое «но». И оно не заставляет себя ждать! – Но когда вырос, начал смотреть на них немного по-другому. Вот, например, сказка о курочке Рябе, на которой выросли миллионы детей. Если задуматься, о чём она? О том, что «...дед бил яичко – не разбил, баба била – не разбила, а мышка бежала...», и дальше по сценарию. О чём плачут дед и баба? О том, что не сами разбили – не смогли!  А мышка – смогла! Меня моя маленькая дочка спрашивала именно о том, почему дед и баба плачут?.. Что отвечать?
Теперь плавно перейдём к Золушке. Замечательная девочка, трудолюбивая, добрая, любящая отца, не очерствевшая и не озлобившаяся от вечных придирок мачехи и её дочерей. Естественно, награда ей за все добродетели – принц. Вот только многие юные создания очень буквально понимают сказку о Золушке. Они видят, на мой взгляд, в ней только одну установку: если ты хорошо выглядишь, то можно выиграть, как в лотерею, удачно выйдя замуж. Можно! И некоторым это удаётся. Но ненадолго! Лишь немногие счастливы. Не надо им завидовать. Но вернёмся к Золушке. Все ли помнят, что для знакомства с принцем ей дарят хрустальные туфельки? Красивые, изящные... А кто-нибудь задумывался, – опять же, это мои фантазии, – о том, как тяжелы эти туфельки, в состав которых входит до 24% окиси свинца или бария, а какие они жёсткие, твёрдые? Кроме того, эти туфельки ещё и великоваты героине – попробуйте протанцевать в них на балу всю ночь, придерживая пальцами ноги такую (!) обувь! Золушка выстрадала своё счастье, заслужила его.
В каждой сказке есть свой смысл. Не думаю, что сказки устарели, просто надо нацеливать будущих Золушек и Спящих красавиц на то, что «без труда не вытащить рыбку из пруда». Полдела – попасть на королевский бал и понравиться принцу, надо ещё и соответствовать. А для этого надо учиться, хотеть понимать и знать, быть нужной и любимой».

То, что у каждой истории есть оборотная сторона, на которую не обращают внимания дети, но о которой неизменно думают взрослые, вовсе не секрет. Вопрос в другом: есть ли книги, которые не имеют двойного или тройного дна? Те истории, которые являются светлыми, чистыми, прекрасными не только на взгляд наивного юного читателя, но и его родителей? Аркадий Млынаш делится с мамами маленьких девочек собственным опытом и вспоминает, какие книги читал он своим дочке и внучкам:

«Для того, чтобы привести примеры хороших книг для  девочек, не нужно далеко ходить, это сейчас никакого труда не составляет. Открыл интернет – и получай ответы на все вопросы. Мне трудно ответить, всё-таки прошло немало лет с того момента, как я читал эти книги. Но, навскидку, могу предложить несколько книг: это Валентина Осеева – «Динка», А. Грин – «Алые паруса», «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Р. Фраермана.
Своим детям, как и многие-многие родители, я старался привить любовь к книгам, которые нравились мне самому. В результате в «меню» моей дочери были Бианки и Пришвин, Фенимор Купер и Толкиен. Она пыталась отыскать проход в шкафу, чтобы попасть в Нарнию, следила за небом, чтобы увидеть упавшую звезду и попробовать найти её («Звёздная пыль», Нил Гейман). Майн Рид и Рэй Брэдбери, «Хроники Амбера» Желязны. Короче – это была гремучая смесь из классической детской литературы: Чуковского, Маршака, Киплинга и других плюс фэнтези и фантастика. В результате – хороший программист с умением находить нестандартные решения.
С внучками не так просто: и маленькая, и большая сами себе выбирают сказки, книжки – всё больше о девочках типа Барби и «Леди Баг». Хотя с маленькой разъяснительная работа ведётся, и небольшие положительные росточки выглядывают (улыбается). Ей читаю свои стихи, стихи и сказки своих друзей – коллег по цеху».

Какие же стихи пишет Аркадий Млынаш для маленьких принцесс?

«Для особ королевской семьи писать не приходилось, к сожалению, не знаком с такими (улыбается). Но, так как моя внучка для меня – самая лучшая принцесса на свете, то ЕСТЬ У МЕНЯ ТАКИЕ СТИХИ!

Банный день

Теплу и солнцу очень рада.
Мне постирать для кукол надо.
Они такие замарашки,
Всё в пятнах: платьица, рубашки.
Раздела всех, сложила рядом...
И вдруг столкнулась с чьим-то взглядом.
Соседский кот, огромный, рыжий,
Лежал, подглядывал – бесстыжий!

А так – вкуснее

Всплеснула бабушка руками
И от волнения присела.
Своими видела глазами,
КАК быстро внучка кашу съела.

Посуда вылизана чисто.
Лежит нетронутая ложка.
А ела девочка из миски:
В углу, на кухне, вместе с кошкой!»

Купить сборники стихотворений Аркадия Млынаша «Страна Ясами» и «Добрые соседи» можно в интернет-магазинах «#Книга» и «Планета книг». На страницах есть произведения и для маленьких принцев, и, конечно, для принцесс.

Дети
51,7 тыс интересуются