История с кланом Арашуковых - такая идеальная модель, тут с любой стороны можно подойти.
Не будем заниматься конспирологией и выяснять, "зачем это надо Кремлю?" (можно подумать он существует и что-то там себе мыслит), публично вскрывшейся бездны нам вполне хватит.
Для меня это история про госкапитализм (всяк кулик свое болото хвалит).
Отцу сенатора - Раулю Арашукову - советнику генерального директора ООО "Газпром межрегионгаз" и руководителям трех региональных подразделений компании (астраханского, ставропольского и черкесского) предъявлено обвинение в организации преступного сообщества и мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере - хищении газа через липовые поставки на 30 млрд. рублей.
Зная стиль наших правоохранительных органов: в момент красочного задержания подозреваемых выдать такие бодрые пресс-релизы, будто дело уже подшито для передачи в суд, а после вести следствие годами, трижды в месяц изменяя обстоятельства, обвинения, квалификации, процессуальные статусы - не будем придираться к конкретной сумме.
Может 30, может 20, может 70 - для нашего разговора это не очень важно.
Важно, что речь идет о хищении десятков миллиардов рублей.
Сейчас СМИ усиленно муссируют "влиятельность" клана Арашуковых. Все может быть, на уровне Карачаево-Черкесии они вполне могли быть первыми после бога, но не в структуре Газпрома.
Советник генерального директора сбытового дивизиона и руководители трех его региональных подразделений - вот вообще не бог весть какие высокопоставленные менеджеры.
Это очень далеко от топ-менеджмента компании, в формальной иерархии их с лупой не разглядишь, старшие помощники младшего дворника.
А много ли это десятки миллиардов рублей для ПАО "Газпром" (для материнской компании, а не региональной сбытовой сетки)?
Чистая прибыль до налогов ПАО "Газпром" в 2017 году - 198,3 млрд. рублей. Не будем придираться, что при росте выручки прибыль упала в три раза по сравнению с 2016-м, правильные газпромовские эксперты найдут этому правильную причину, 198,3 млрд. рублей - такая, какая есть.
Т.е., 20,30,40, да пусть бы было даже 10 млрд. - речь идет о том, что ОПС третьих с краю отставной козы барабанщиков, занимающих невидимые должности в одном из дивизионов огромной компании, за период своей деятельности украло довольно нехитрыми приписками газа, в лучшем случае, на целые проценты, в худшем - на десятки процентов годовой прибыли компании до налогообложения.
30 млрд. рублей - это чуть менее 1% рыночной капитализации Газпрома, это более 1% выручки от продажи им газа в 2017-м.
Ценность кейса Арашуковых именно в оценке масштаба. Когда мы говорим о воровстве на газопроводах в ЕС и Китай - мы же говорим о высшем руководстве в сношении с руководством политическим. Здесь же мы видим годами отстроенную систему воровства на макро уровне руками микро (в масштабах компании) менеджмента.
И для оценки реального положения вещей в одной из главных системообразующих компаний, для понимания странной обратной зависимости оборота и прибыли - это куда показательнее.