ФСБ обнаружила способ, которым Рауль Арашуков с сообщниками похитили часть газа у «Газпрома». Правда, куда делись остальные 83% газа — до сих пор не слишком ясно. Защита Арашукова считает, что для обвинения не хватает оснований.
Федеральная служба безопасности (ФСБ) выявила способ, которым Рауль Арашуков и его сообщники похищали газ у ПАО «Газпром». По версии ведомства, Арашуков и его команда открывали в базах данных «Газпром межрегионгаз» (Арашуков — советник гендиректора филиала компании в Северо-Кавказском федеральном округе) фиктивные счета, на которые зачисляли часть распределяемого газа.
Счета привязывали к плательщику с недействительным адресом или регистрировали как обезличенные, не привязывая вообще. Иногда подозреваемые поступали креативней: относили счета к зданиям, стоящим на перекрестках — и вносили в базу только вторичный адрес, не отраженный в документах. После поставки газа фиктивным абонентам злоумышленники отчитывались перед «Газпромом» о невозможности взыскания оплаты. На самом же деле преступники сами сбывали украденный газ в обход приборов учета, сообщает РБК со ссылкой на записку Службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ.
Множество неизвестных
По версии ФСБ, с 2007-го до 2016 года Арашуков и его команда украли по этой схеме газ на 1,38 млрд рублей только в Дагестане. Таким же способом они похищали газ с 2012-го до 2017 года в Карачаево-Черкесии (на 1 млрд рублей) и Ставропольском крае (3,2 млрд).
Выявленная схема хищения 5,58 млрд рублей — важный шаг на пути к раскрытию преступления. И все же, как Арашуков с товарищами заставили исчезнуть дагестанский газ еще на 27,5 млрд рублей, до сих пор не ясно. В записке СЭБ лишь указано, что газ украли «иными противоправными способами».
На это указывает адвокат Арашукова Владимир Постанюк, который считает, что в обвинении не хватает конкретики, а сумма хищений определена «неведомым образом». Он объясняет, что в цепочке от газодобывающей компании до конечного потребителя голубое топливо несколько раз меняет собственника. «Надо сначала понять, у кого возникла недосдача, а дальше выяснять, стала ли она результатом хищения, и кто к нему причастен», — считает Постанюк.
Список ширится
Тем временем, Следственный комитет (СК) задерживает все новых подозреваемых. По делу Арашуковых уже проходят директор АО «Ессентукигргаз» Алан Кятов, а также руководители энергетических предприятий Северо-Кавказского федерального округа Руслан Арашуков, Гузер Хашукаев, Николай Романов и Игорь Травинов. В середине февраля СК также задержал замгендиректора ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» Даниялбека Багаутдинова, а 21 февраля суд арестовал зятя Арашукова Руслана Агоева.
Пожалуй, самый яркий фигурант дела — сын Рауля Арашукова, сенатор от Карачаево-Черкесии Рауф Арашуков. Помимо участия в ОПГ отца, Арашукова-младшего обвиняют в организации убийства по предварительному сговору из корыстных побуждений (ч. 3 ст. 33, п. «ж, з» ч. 2 ст. 105 УК РФ) и давлении на свидетеля (ч. 4 ст. 309 УК РФ).
Самому Арашукову-старшему вменяется участие в преступном сообществе (ст. 210 УК) и мошенничество (ч. 4 ст. 159 УК).