Найти в Дзене
Vladimir Egorov

Жертвенные животные в шаманизме. Обряд «Жэн тэнгэри яба»

Современная Россия многоконфессиональная страна, в которой, кроме всем привычных аврамических религий (христианство, ислам, иудаизм) и то ли религии, то ли философии - буддизма, присутствуют и другие традиции. Одной из которых является шаманизм, который переживает сейчас определенный ренессанс.

Фото Вероники Беляевой-Сачук
Фото Вероники Беляевой-Сачук

При общем тренде на традиционализм в противовес модернизму как ценностно-ориентированному основанию нашей цивилизации, в таких республиках как Саха (Якутия) и Бурятия шаманизм также стали относить (и справедливо) к традиционным религиям, что формально фиксирует ее статус, который она ранее имела неофициально.

Фото Вероники Беляевой-Сачук
Фото Вероники Беляевой-Сачук

Несколько дней назад в сети появилось видео о том, как в Ангарске, Иркутской области Восточной Сибири 27 января 2019 года местные шаманы в присутствии пятисот человек провели обряд с жертвоприношением пяти верблюдов.

«Впервые в современной истории байкальские шаманы провели массовый обряд «Жэн тэнгэри яба» на укрепление России и её народов» - так анонсировался этот ролик.

Данный обряд провела шаманская организация «Хухэ Мунхэ Тэнгэри» (Вечно синее небо). Вскоре последовала реакция на это религиозный обряд другого шаманского или шаманистического сообщества «Тэнгэри», которая дала профессиональную и этическую оценку совершенного обряда, осудила данное деяние, аргументировав это тем, что такая практика жертвоприношений верблюдов не осуществляется, а те кто ее провел не являются каноническими шаманами, а относятся к «неошаманизму».

Кроме вопроса о значимости, а значит силе вопрошания, легитимности той или иной организации шаманов и тех, кто проводил данный обряд, встает вопроса и об этичности такого жертвоприношения, который выходит за границы религиозно-традиционного пространства и отсылает нас к современным европейским либеральным ценностям, в которых проговаривается ценность не только человеческой жизни, но и всякой жизни, в этом случае жизни животного.

В самих практиках шаманизма (и не только) жертвоприношения животных дело обыкновенное и встречается повсеместно, хотя приношение крупных животных достаточно редки.

Фото Вероники Беляевой-Сачук
Фото Вероники Беляевой-Сачук

Вот как прокомментировала этот обряд Вероника Александровна Беляева-Сачук, доктор этнологии (Ph.D), выпускница Института этнологии и культурной антропологии Университета им. Адама Мичкевича в Познани (Польша). Специалист по саяно-алтайскому шаманизму. С 2001 г. ежегодно проводит полевые исследования по данной тематике в республике Бурятия. Автор программы «Шаманизм как религиозная традиция: история и современное состояние» Центра визуальной антропологии и визуальных медиа.

«Недавно проведенный обряд жертвоприношения верблюдов бурятскими шаманами уже вызвал огромный резонанс в обществе. И по всей видимости это только начало – прокуратура уже заинтересовалась фактом сожжения верблюдов. Давайте попытаемся рассмотреть с точки зрения ученого-этнографа, что же произошло. А главное понять – какие последствия для бурят, бурятского шаманизма и российского шаманизма в целом будет иметь данный обряд.

Сам факт жертвоприношения животного не должен удивлять – он совершенно вписывается в традиции монгольских народов и бурятского шаманизма. Жертвоприношение верблюда редко, но возможно. Это также соответствует традиции шаманизма. Так как традиционный шаманизм всегда индивидуален, то духи конкретного рода или шамана могут потребовать особую жертву. Во время камланий и путешествий, особенно в нижний мир, местные духи могут указать шаману конкретное животное - масть, пол, возраст и конечно его биологический вид.

К тому же немного удивляют возмущенные голоса и комментарии – как можно бедных верблюдов принести в жертву. Но никто не возмущается из-за жертвоприношения баранов, коров или лошадей. Но обряд жертвоприношения верблюда ожидаемо вызвал большой резонанс в обществе – сейчас это редкое животное и не ассоциируется с домашним скотом каким он является, а представляется скорее экзотическим животным, которого можно увидеть в зоопарке и покататься.

Мне кажется, что такой отклик в СМИ может навредить образу шаманизма (и не только бурятского) в России. И конечно, здесь не помогут объяснения, что верблюдов сначала забили, а только потом сожгли. В новостной ленте лучше звучит – «шаманы сожгли верблюдов». Не следует забывать, что большинство людей совершенно превратно представляют себе шаманизм. По моим наблюдениям, распространён крайне негативный образ шамана – безумного человека, сидящего в грязном чуме, который обманывает наивных соплеменников. Или же, крайне позитивный, эзотерический - шамана-мудреца, разговаривающего с животными или Матерью-природой. Происшедшее не вписывается ни в одну из схем, хотя скорее тяготит к негативному образу. Остается только наблюдать за развитием событий».

Лайк и подписка на канал приветствуются


Из ранее опубликованного

Начало десакрализации. Подписные иконы XVII – начала XX вв.

Язычники Исландии. Рост последователей Асатру более чем в 4 раза

История о том, как педагог Елена Рубинштейн стала раввином

Модернизм и мормонизм: либеральные перемены у мормонов

Киноиндустрия конца XIX века как пример отчуждения прав трудящихся на продукт своего труда