Мой канал - это канал, в первую очередь, моих интересов. Посему простите все, кто ждал пиратов. Я сейчас буду писать совсем не про них. И не про бухло. И не про Лавкрафта. И - может быть, слегка, про «совок».
Но, в первую очередь, про героев. И про фильмы. Про фильмы, пожалуй, в первую очередь.
Я-таки добрался до фильма «Hacksaw Ridge». И сейчас стану хвалить америкосов...
«Hacksaw Ridge», в нашем прокате почему-то «По соображениям совести» - традиционный для Мэла Гибсона фильм. Показывающий подноготную войны так, как ее могли бы вскрыть лишь ветераны - со всем ее гуаном, кровокишками и мозгокостями, но держащий от первого кадра до последнего драму одного человека, изначально маленького и незначительного, даже помешливого, «путающегося под ногами» - а потом вдруг превращающегося в героя, от которого зависит все.
Если бы Мэл Гибсон соврал в «Храбром сердце» или в «Страстях Христовых», я бы для себя многое понял. Просто не стал бы смотреть «По соображениям совести», особенно после стебной серии «South Park», где умница Картман едва не устроил новый Холокост.
Только вот, в чем дело: фальшивя безбожно в исторических тонкостях, в антураже, в толковании фактов, Гибсон умудряется вскрыть до полноценной драмы, до самого нерва - человека, отдельно взятого вневременного героя. Согласитесь, гибсоновский Уильям Уоллес сражался бы с инопланетянами с таким рвением и героизмом, которые и не снились бы главгероям «Дня Независимости» (о фильмах Эммериха - отдельный разговор), сериала «Рэмбо» (кроме «Первой крови»), а из отечественного - «Притяжения», пожалуй. Уильям Уоллес Гибсона пошел бы до самого предела, но не потому что может, а потому, что надо.
Мэл Гибсон, вольно или невольно, но создал свой типаж героя. Гибсон играет, снимает, продвигает этот типаж - и это правильно, черт возьми! Как бы мы ни относились к гибсоновским героям, а все равно - увидим схожее где-то в других фильмах, и невольно сравниваем. Никуда не денешься. Нам словно бы прочли «Илиаду» вместо сказок на ночь, и теперь у нас каждый третий - Ахиллес, а алкаш со второго этажа - козлина Агамемнон.
...Да, когда мне было лет эдак шесть, мне на ночь папа читал «Илиаду», пока мама не видит. Ему было удобно: я засыпал на «Перечне кораблей»...
Так вот, к фильму. Я стану его сравнивать с «Битвой за Севастополь». Что бы кто ни подумал, оба фильма для меня - лучшие военные драмы за четыре последних года. Если кто-то знает военную драму пронзительнее - напишите в камментах. Я обязательно посмотрю и выскажу свое сугубое ИМХО.
У Мэла нашего Гибсона типаж героя - страдающий, превозмогающий. И это - наиболее убедительно. Особенно тогда, когда герой не с потолка, а из непредвзятой задокументированной реальности.
В «По соображениям совести» Гибсон представил пресыщенной, обожравшейся «кухонной политикой» публике очередного своего персонажа, которого и придумывать-то не пришлось: Десмонд Досс - реальный человек.
Мало того: в отличие от истории Уильяма Уоллеса, Гибсону додумывать не пришлось ни эпизодика. Свидетели событий на момент съемок были живы и в сознании. С большой долей доверительности можно утверждать: то, что происходит в кадре, было на самом деле.
Десмонд Досс - настоящий герой. Первый из тех, кто не взял в руки оружия - и заслужил воинскую Медаль Почета. Вполне себе живой (к сожалению, на данный момент - нет) человек, интервью с которым в финале фильма выворачивает нервы наизнанку, буквально обнажает душу. Особенно его старческая, но вполне искренняя улыбка: типа, а что я такого сделал? Ну, спас, ну, вынес без малого сотню за одну ночь - так и что тут такого? Любой бы на моем месте...
Нет, Десмонд - не любой. И это действительно подвиг.
И - контрастом, снятым на том же художественно-драматическом уровне и при том же примерно уровне достоверности (с допущениями, разумеется - у нас пока не Голливуд): «Битва за Севастополь» и не менее реальная Людмила Павличенко.
То есть, довоенная жизнь со злыми чекистами и язвительными мужланами-сокурсниками, отказывающими девушкам в каких-либо талантах помимо кино-вино-домино-кухни-платьев - такой себе лубочный патриархат! - это все на достоверность не очень тянет. Но при первой же бомбе, при первом же снаряде войны начинается условная (свечку-то там никто из живых не держал!) правда.
И эта правда - не менее пронзительна.
Но вот что бросается в глаза: два героя, на мой взгляд равнозначных, если измерять самоотверженностью, превозмоганием, той самой доблестью и отвагой, за которые дают медали и ордена...
Два героя - мужчина, отказавшийся от принятых в его обществе категорий мужественности.
И женщина, отринувшая женственность (показателен эпизод, где девушки-снайперы жгут в костре туфельки, розовые трусы, кукол и мишек - дешевый, но действенный режиссерский трюк).
...Мужчина спасает жизни. Женщина - отнимает. И в этом нет никакого противостояния гендеров, нет ни мачизма, ни феминизма. Есть жуткая, бесчеловечная, беспощадная необходимость, возникающая на войне. Можно быть добрым, можно быть злым - главное делать дело, к которому назначен. И что с этим делать, лично я не знаю. И, наверное, никто не знает.
Просто такая война. И всем тем, кто со своих диванов истекает слюной, мечтая крошить врага, советую посмотреть, почитать и подумать. Крепко подумать.
Оба фильма - и голливудский, «пиндосовский», и российско-украинский...
Оцените: российско-украинский, вышедший в 2015-м, в самый разгар «вторжения злых бурятских кавалеристов Путина в Незалежну»! Можем же, два народа, когда есть, что совместного вспомнить, кроме газовой трубы!..
...оба фильма - о войне, о подвиге. О сильных, по-настоящему сильных людях... И об этих фильмах подробнее - в следующей статье.