Найти в Дзене
Всякая всячина

Лучший друг Пушкина

В школьной программе не очень подробно рассматривается лицейский период в творчестве поэта. А ведь именно из детства и юности через всю жизнь тянутся нити знакомств, дружбы, увлечений великого мастера. На мой взгляд, самым близким другом в лицее стал для Пушкина Иван Иванович Пущин (1798-1859).

В августе 1811 года Ивана Пущина привезли в Петербург для определения в открывающийся лицей. В это же время для этой же цели был привезен своим дядей, Василием Львовичем, и Александр Пушкин. Мальчики сразу же подружились, были приняты в лицей, а в октябре вновь встретились в лицее. По правилам лицея каждому воспитаннику полагалась отдельная комната. Пушкину досталась комната №14, а Пущину - №13. Комнаты были отделены легкой перегородкой, и мальчики постоянно переговаривались по ночам. По характеру Пущин был благородным человеком с открытой чистой душой, товарищи к нему тянулись, чего нельзя сказать об Александре Сергеевиче. Он задирал товарищей, любил над ними посмеяться, его слова, обретя форму эпиграммы, больно задевали за живое лицеистов и были настолько, как сейчас говорится, «в точку», что отделаться от них было нельзя, поэтому все недолюбливали острослова Пушкина.

Кстати, Пущину посвящены многие строки пушкинских стихов:

Помнишь ли, мой брат по чаше,
Как в отрадной тишине
Мы топили горе наше
В чистом, пенистом вине? («Воспоминание»)

Кстати, тема совместного распития спиртных напитков у Пушкина звучит часто и может сложиться мнение, что лицеисты часто распивали спиртное. Однако это не так, лишь изредка им это удавалось, а один случай распития «гогеля-могеля» Пущиным, Пушкиным и Малиновским наделал так много шума, что, наверное, явился отправной точкой для воспоминаний на все последующие годы.

По окончании лицея Пущин пошел на службу в Конную артиллерию, вступил в первое тайное общество («Священную артель»), был членом Союза спасения (1817) и Союза благоденствия (1818), разделял взгляды декабристов. Участвовал в восстании декабристов 14 декабря 1825 года. Верховный уголовный суд 1826 года признал его виновным. Пущин был приговорен к смертной казни, ее заменили пожизненной каторгой, которую он отбывал в Забайкалье. Возвратили Пущина из ссылки только в 1856 году. После ссылки он написал воспоминания о Пушкине «Записки о дружеских связях с А. С. Пушкиным».

В1857 году Пущин женился на Наталье Дмитриевне Апухтиной, вдове декабриста Михаила Александровича Фонвизина. Последние годы жизни Пущин провел в имении жены Марьино в Бронницах, где и умер. Похоронен он был там же, у стен собора Михаила Архангела в семейной усыпальнице Фонвизиных.