Счетная палата обнаружила несоблюдение сроков компанией «РЖД» при строительстве участка Красноярской железной дороги Междуреченск-Тайшет, говорится в сообщении ведомства. Согласно паспорту проекта, к 2020 году ежегодный объем перевозок по железнодорожной линии Кызыл-Курагино в сторону портов Дальнего Востока должен составить 15 млн тонн, включая вывоз 12 млн тонн коксующегося угля из Элегестского каменноугольного месторождения.
«Для достижения этой цели необходимо построить железнодорожную линию Элегест-Кызыл-Курагино протяженностью 410 км. Концессионное соглашение на ее строительство Росжелдор заключил только в мае 2018 года, и на дату завершения проверки - декабрь 2018 года - работы там не начинались. Срок завершения работ установлен на май 2023 года. Однако, по нашему мнению, это крайне оптимистичный прогноз», - отметил в ходе выступления на Коллегии аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.
Справка
К сожалению, Счётная палата или не дружит с картой, сваливая всё в одну кучу, или в лучшем случае не умеет структурировать информацию в пресс-релизе для понимания читателями документа. Итак, для дальнейшего понимания претензий контрольного ведомства следует отметить, что есть два! проекта, которые взаимосвязаны:
- первый проект - «Комплексное развитие участка Междуреченск-Тайшет», который реализуется РЖД с 2011 года. Участок идет с запада на восток в Красноярском крае. На нём есть станция Курагино.
- второй проект - "Строительство железной дороги "Элегест–Кызыл–Курагино", который реализуется АО "ТЭПК "Кызыл-Курагино" с участием РЖД с 2017 года. Участок идёт с юга на север в Республике Тыва и соединяется своим северным концом с Курагино в Красноярском крае.
Другими словами, чтобы коксующийся уголь из Элегестского каменноугольного месторождения дошёл до портов Дальнего Востока, надо протянуть ветку до участка Междуреченск-Тайшет, который пока является узким местом российской сети железных дорог (за карту проблемных участков спасибо Дмитрию Верхотурову):
За период 2009-2013 гг. пропускная способность участка Междуреченск–Тайшет была увеличена с 18 до 25 пар поездов в сутки (в результате ввода в эксплуатацию в 2010 году - разъездов Береж и Козыла, в 2013 году – четного парка на станции Абакан), сообщала компания «РЖД». Но учитывая низкую доходность перевозок основного вида груза ( угля) и, следовательно, длительные сроки окупаемости вложений, для обеспечения объемов перевозок грузов с линии Курагино–Кызыл правительством РФ было принято решение о господдержке программы комплексного развития участка Междуреченск-Тайшет.
Реализация этого комплексного проекта должна обеспечить увеличение пропускных способностей магистрали, необходимой для экономического развития Республики Хакасия, Кузбасса, юга Красноярского края и для будущего освоения угольных месторождений Республики Тыва.
Для ускорения строительства участка Курагино-Кызыл 1 июня 2017 года в рамках Петербургского международного экономического форума ОАО "РЖД" и АО "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" Руслана Байсарова заключили соглашение о сотрудничестве в области реализации проекта "Строительство железной дороги "Элегест – Кызыл – Курагино". Реализация строительства осуществляется с привлечением средств частных инвесторов по концессионной схеме. Полностью проект оценивается в 192,4 млрд руб. и реализуется по концессии сроком на 30 лет по декабрь 2048 года.
Российская Федерация в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) выступает концедентом, а концессионером – специальная проектная компания АО "ТЭПК "Кызыл-Курагино", являющаяся дочерним обществом АО "ТЭПК". В неё также с долей в 5% вошла компания ОАО "РЖД", чтобы курировать вопросы, связанные с технологией организации перевозок и эксплуатации инфраструктуры новой железнодорожной линии, а также осуществлять перевозку. АО "ТЭПК" выступает в качестве одного из инвесторов проекта, а также будет основным потребителем услуг по перевозке грузов с принадлежащего ему Элегестского угольного месторождения.
Итак, Счётная палата ругает задержку в расширении пропускной способности участка Транссибирской магистрали в Красноярском крае, которая мешает АО «ТЭПК» вывозить свой уголь из республики Тыва на экспорт через порты Дальнего Востока.
Претензии к строительству участка Междуреченск-Тайшет
Сроки строительства объектов не соблюдаются: по 13 из 22 объектов они были продлены с 2016 до 2020 года. «В декабре 2018 г. техническая готовность 8 объектов составляла менее 50%. По трем объектам работы даже не начинались», - констатировал аудитор Богомолов.
Стоимость модернизации участка Междуреченск-Тайшет составляет 45,6 млрд руб. Из них 35,7 млрд руб. - средства федерального бюджета, 9,9 млрд руб. - средства ОАО «РЖД». При этом Росжелдор еще в 2015 году полностью выполнил свои обязательства, направив на финансирование проекта всю предусмотренную сумму (35,7 млрд руб.). Однако низкий уровень организации работ не позволил РЖД своевременно их освоить.
В результате по решениям правительства РФ в 2017-2018 гг. часть средств - более 17 млрд руб. - была направлена на реализацию других инфраструктурных проектов компании. Часть неосвоенных средств - 12,5 млрд руб. - компания разместила в депозиты. Процентный доход по ним составил 2,4 млрд руб.
Проверка также выявила «риски неэффективного использования бюджетных инвестиций». К примеру, стоимость поставки оборудования на объект «Четный парк на станции Иланская» составляет 810,4 млн руб., что на 111 млн руб. выше цены, подтвержденной госэкспертизой.
Кроме того, при формировании начальной цены контракта компания применяла индексы-дефляторы, не соответствующие показателям «Прогноза социально-экономического развития». В результате стоимость договоров подряда на строительство ряда объектов завышена на 89,8 млн руб.
По словам первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Вадима Михайлова, в компании уже приступили к устранению отмеченных Счетной палатой недостатков.
«Этот проект для нас очень важен, и мы учтем все замечания Счетной палаты. Часть из них устранены еще в ходе проверки, по другим составлен план мероприятий и взят под особый контроль руководством компании. В 2019 году все работы по проекту будут выполнены в соответствии с утвержденным графиком», - сказал он.
Теперь русским языком
Госкомпаниям нельзя размещать госсредства на депозитах с 6 декабря 2017 года. ОАО "РЖД" соответствующего постановления правительства РФ, вероятно, не заметило. Или, точнее, Счётная палата (СП) не обнаружила, что монополист это постановление заметил.
Госкомпании обязаны использовать «Прогноз социально-экономического развития» от Минэкономразвития РФ, в котором указаны параметры инфляции, средняя цена нефти, курс рубля и так далее. То есть при выполнении закупок госкомпании должны учитывать предельно возможный рост цен по разным группам товаров и услуг, или «индекс-дефлятор» по определению СП. Однако и на это правило РЖД, по мнению СП, наплевало.
При госзакупках, которые сама СП ранее назвала «угрозой национальной безопасности», недопустимо завышать цены как минимум при использовании госсредств для приобретения товаров и услуг. Для этого полагается использовать, например, механизм определения среднерыночных цен или экспертную оценку. СП отметила, что распоряжение главного акционера (государства) компания «РЖД» хотя бы частично игнорировала.
И, конечно, забавно, что «Коллегия [Счётной палаты] приняла решение направить представление ОАО «РЖД», информационное письмо – Росжелдору; отчет будет направлен в палаты Федерального Собрания». То есть в данном случае, по мнению СП, совокупность нарушений тянет только на простое «обратите внимание на недостойное поведение».
Читайте подробности: