Объект 172-2М «Буйвол»: как Т-72 получил 130-мм пушку?

3,6K прочитали

Сегодня танк Т-72 – даже сквозь многие модернизации – это определенный набор исходных параметров. 125-мм орудие, компактность, механизм заряжания, дизельный V12. Но не всегда так было, и в момент зарождения «эталонного» Т-72 появился ряд альтернатив. Более того, по ряду моментов, они превосходили серийные Т-72. О такой разработке мы сегодня поговорим.

Несмотря на внешнее сходство с линейными Т-72 "Урал", "Буйвол" обладал более мощным двигателем, совершенной СУО и лучшей защищенностью. Фото: архив УВЗ
Несмотря на внешнее сходство с линейными Т-72 "Урал", "Буйвол" обладал более мощным двигателем, совершенной СУО и лучшей защищенностью. Фото: архив УВЗ

Другой Т-72

В 1968 году начались работы над опытным танком «Объект 172». Это был уже не Т-64А, но и до Т-72 было еще далеко. Машина получила более надежный дизель В-45К и новый автомат заряжания с горизонтальной укладкой боеприпасов, что позволяло без предварительной подготовки перемещаться между отделением управления и боевым отделением. Среди прочего, танку прочили ходовую часть от модернизированного Т-62 (Объект 167), но оборонное ведомство страны отвергло эту идею.

Объект 172 - одна из ступеней к Т-72. Машина представляла собой "переделанный Т-64", сохранив капризную ходовую часть прообраза
Объект 172 - одна из ступеней к Т-72. Машина представляла собой "переделанный Т-64", сохранив капризную ходовую часть прообраза

После испытаний Объекта 172, внезапно, именно ходовая часть оказалась предметом нареканий. Последовавший Объект 172М получил, наконец, знакомую всем ходовую с шестью опорными катками большего диаметра. Так появился танк Т-72 «Урал». Но между «Объектами» 172 и 172М находилась интересная альтернатива, превзошедшая конечный результат.

Объект 167 - вариант эволюции Т-62, ходовая часть которого впоследствии перекочевала в Т-72
Объект 167 - вариант эволюции Т-62, ходовая часть которого впоследствии перекочевала в Т-72

«Буйвол»

После отказа от первого прототипа в КБ Уралвагонзавода были инициированы работы по ОКР «Буйвол». Результатом стало семь опытных образцов, которые в некоторых моментах превосходили будущий Т-72.

Первый прототип под обозначением Объект 172-2М все еще был «переделанным Т-64» - с теми же проблемами ходовой части. Лишь со второго образца танк получил подвеску от 172М. Новое шасси вкупе с мерами повышения общей эксплуатационной надежности привели к увеличению массы до 42 тонн. Дабы не потерять в динамике, «Буйвол» оснастили дизелем В-46Ф (840 сил). Он не только нивелировал прирост массы, но и повысил энерговооруженность до 20 сил\тонну. Примечательно, что расход топлива вырос незначительно – благодаря емким топливным бакам запас хода даже возрос до 750 километров.

Объект 172М - без пяти минут Т-72 стал основой для работ по ОКР "Буйвол"
Объект 172М - без пяти минут Т-72 стал основой для работ по ОКР "Буйвол"

Незначительное перемещение перегородки моторно-трансмиссионного отделения позволило увеличить боекомплект до 45 выстрелов (против 39 у Т-72). А сама укладка стала удобней, что увеличило скорострельность при ручном заряжании.

Над защищенностью тоже поработали. Структура комбинированной брони верхнего лобового листа корпуса получила увеличенный наружный слой. Так, ВЛД «Буйвола» представляла собой «пирог» из 70-мм стали внутри, 105 мм текстолита посередине и 40-мм наружного листа (у Т-72 – вдвое меньше). Бортовую проекцию защищали 16-мм стальные экраны.

Вариант проекта с "ранней" башней, которую отличали навесный экраны. Источник фото: архив УВЗ
Вариант проекта с "ранней" башней, которую отличали навесный экраны. Источник фото: архив УВЗ

Башня первых прототипов была цельнолитой – со стальными противокумулятивными экранами. Позже она уступила место башни с комбинированной защитой. Лобовая проекция Объекта 172-2М обеспечивала защиту от современных 125-мм ОБПС с начальной скоростью до 1600 м\сек. Защита от кумулятивных боеприпасов была эквивалентна 520 мм гомогенной брони. У Т-72 этот показатель был равен 450 мм.

Развитие

К 1974 году «Буйвол» эволюционировал до версии 172М-2М, которую отличала более совершенная СУО. Машина получила лазерный дальномер ТПД-К1 и ночной прицел «Буран-ПА». Стабилизатор пушки 2Е28М уступил место устройству «Жасмин-2», которое отличалось электроприводом горизонтальной плоскости.

Характерным отличием "Буйвола" от Объекта 172М были стальные бортовые экраны, которые заменили резино-тканевые аналоги
Характерным отличием "Буйвола" от Объекта 172М были стальные бортовые экраны, которые заменили резино-тканевые аналоги

Именно «Буйвол» впервые получил усовершенствованную пушку 2А46М, которую отличала возможность быстрой замены ствола. Также это орудие «примерило» теплоизоляционный кожух, снизивший тепловую деформацию ствола. На полигонных стрельбах по цели типа «танк» с расстояния в 1,8 км обновленное орудие обеспечило точность на уровне 80-100%. У Объекта 172М этот показатель едва превышал 50%.

Царь-пушка

Комбинированная брони лобовой детали корпуса была улучшена за счет 40-мм наружного слоя
Комбинированная брони лобовой детали корпуса была улучшена за счет 40-мм наружного слоя

В рамках ОКР «Буйвол» велись работы над 130-мм пушкой. В период 1972-74 годах было создано два варианта орудия – нарезное ЛП-36Е и гладкоствольное – с возможностью запуска ПТУР через ствол (ЛП-36Б). Прототип танка с новой пушкой был продемонстрирован маршалу А. А. Гречко, но до серийного производства ни один вариант не дошел.

Причин тому было несколько. Во-первых, гладкоствольные орудия демонстрировали лучшую бронепробиваемость, чем нарезные аналоги большего калибра. А гладкоствольный вариант ЛП-36 требовал значительной модернизации автомата заряжания. Кроме того, более габаритные 130-мм снаряды снижали возимый боекомплект и скорострельность танка.

Изначально танк получил дистанционно-управляемый зенитный пулемет от Т-64А, но позже его заменили на обычный - унифицированный с Объектом 172М
Изначально танк получил дистанционно-управляемый зенитный пулемет от Т-64А, но позже его заменили на обычный - унифицированный с Объектом 172М

Итоги

«Буйвол» во всем был лучше «Объекта 172М», ставшего танком Т-72. При этом, запуск производство 172М-2М не требовал невосполнимых затрат: на 87% машина была унифицирована с Т-72. Тем не менее, ряд бюрократических проволочек вывел на конвейер худший вариант.

Один из прототипов в запаснике Кубинского музея. Можно заметить характерную форму верхней лобовой детали
Один из прототипов в запаснике Кубинского музея. Можно заметить характерную форму верхней лобовой детали

Лишь в конце 1976 года некоторые новшества «Буйвола» добрались до Т-72. В частности, 840-сильный мотор, лазерный дальномер и увеличенный боекомплект. Что до опытных машин, то их судьба незавидна: танки находятся под открытым небом, в запаснике Кубинского музея. При этом в постоянную экспозицию переместить их нельзя – мешает запрет ГАБТУ.