Некогда при социализме после выхода программных вещей братьев Стругацких среди любителей фантастики стала популярна притча о прибытии на землю прогрессивных инопланетян. Пришельцы готовы были дать людям все в обмен на квартиру (без компенсации) какого-нибудь демагога – правдолюбца, который любит поговорить о всеобщем может быть, счастье и борьбе за него. И предугадывали его реплики – мол, конечно, можно бы и отдать. Но зачем она им? Тест на нравственность? Они что, сомневаются в ее наличии у меня? Нет, тут дело принципа: не идти на поводу у любителей социальных экспериментов. А то сегодня у меня – а завтра у всех остальных… А там есть и жадные люди – что тогда инопланетяне о нас подумают? Словом, жертвовать готов. Но не своим. Свое – не дам. А человечеству не нужна халява. Пусть всего добивается само.
Таков приблизительно поток сознания того, кто любит порассуждать о светлом и чистом, но не любит, когда это чистое пытается отбелить его собственную душу. Поскольку делающие добро нечасто говорят на подобные темы, предпочитая словам дела. Как это произошло в поселке Славянки Хасанского района Приморского края, где двенадцатилетний школьник Дима Бренчагов два года копил на хороший мобильный телефон, а в день покупки увидел объявление в супермаркете, что одной из маленьких девочек в их поселке нужна дорогостоящая операция. И все деньги, скопленные – предназначенные на телефон, мальчик сбросил в ящик по сбору средств.
Бросил – и бросил. И пошел домой, только приближаясь к истине, что мечта – это неосуществленное, а ожидаемое и осуществляемое. Но вскоре в Славянске произошло еще одно маленькое чудо. Сюда приехал руководитель мобильного подразделения «Самсунг» в России, чтобы лично вручить Диме, о котором уже узнали далеко от поселка, подарок – последнюю модель телефона, только что поступившую в продажу. Это было признание поступка достойного человека.
Подарок Дима получил нежданно – негаданно. Когда он отдавал все, что накопил за, казалось, бесконечные два года экономии, он и думать не думал, и даже близко не предполагал, что о его поступке узнают. Даже у себя в Славянске. И уж тем более – что дальше, во всей стране. И еще дальше – в далекой стране Корее. О том, что земля у нас давно уже маленькая и при желании все обо всем знают, он в тот момент явно не задумывался. Как и о том, что слух о добром деле быстро по земле бежит, поскольку каждый с удовольствием расскажет, кому сможет. Или с чувством гордости, что есть такие люди, или как пример в назидание другим, а частенько и себе. Расскажет, настраиваясь, в свою очередь, на доброе дело и черпая в чужих подобных поступках у уверенность в почти уже сделанном выборе.