2. К МЕСТУ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ СТРОЙКИ
Мы поднимаемся по лестнице из подземного вестибюля станции «Красносельская». На стене нас встречает памятная доска в честь Т.В.Фёдоровой. Татьяна Викторовна поступила на строительство первой линии метро молоденькой девушкой и прошла путь до заместителя начальника Метростроя. Руководила строительством, в частности, «Новослободской». Написала книгу «Наверху Москва».
***
Мы вышли из вестибюля станции. Предполагалось, что в дальнейшем он станет частью многоэтажного здания. Но планы поменялись, и вестибюль остался в виде отдельно стоящего сооружения.
Перед нами Краснопрудная улица – бывшее Сокольничье шоссе, дорога в Сокольники – излюбленное место охоты Алексея Михайловича. Примерно здесь были плотина и мост через р. Чечёру у большого Красного пруда. Первоначально пруд имел размеры 700х400 м, но его постепенно засыпали,а в 1910 году он был окончательно ликвидирован. На восточном берегу пруда находилось село Красное, давшее название местности, и стоял Алексеевский монастырь. Местность была очень живописная, к тому же имела хорошее сообщение с близкой Москвой. Сейчас место пруда занимают сооружения Ярославской железной дороги и метродепо «Северное».
В старину у пруда в Троицын и Духов дни происходили так называемые «русальные гулянья» - порицаемые церковью языческие обрядовые праздники. Однако гулянья пользовались большой популярностью у простого народа. Вот как они описывались: «…сходятся там мужие, жены и девицы на ночное плещевание и бесчисленный говор, и на бесовские песни, и на плясание и на скакание и егда нощь мимо ходит, тогда к реце идут с воплем и кричанием, аки беси, и умываются водою бережно».
Сокольничье шоссе и до революции было широким, по нему проходила трамвайная линия. В 1920-х началась застройка шоссе новыми домами.
Наше внимание может привлечь дом постконструктивистского стиля по улице Краснопрудная, 22 – 24. Это дом ударников-железнодорожников, выстроенный в 1933-37 гг. архитектором З.М.Розенфельдом. В нём жили рабочие НКПС.
Направимся в сторону Сокольников. Станция «Красносельская», из которой мы только что поднялись, мелкого заложения, расположена прямо под нами и под левой стороной проезжей части улицы. Большая ширина улицы отсюда и до Сокольников позволила построить станцию и прилегающие тоннели открытым способом, в котловане, не перекрывая полностью движение. А вот участок отсюда до Каланчёвской (Комсомольской) площади был узким, но по нечётной стороне располагались сараи Северной (Ярославской) железной дороги, и их для строительства линии снесли. Таким образом, весь участок от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники» (кроме опытного тоннеля длиной 224 метра у Митьковского путепровода, к которому мы вскоре подойдём), строился мелким заложением и открытым способом. Но это не значило, что строительство было простым. Трассу пересекали русла трёх речек (Рыбинки, Чечёры и Ольховки), спрятанных ещё до революции в подземные коллекторы, грунты были неустойчивые и сильно обводнённые уже с глубины несколько метров. Поэтому приходилось делать сплошное ограждение котлованов из свай и досок и постоянно бороться с проникновением плывунов в котлованы, которое не только мешало строительству, но и вызывало просадку поверхности земли, трещины в зданиях и разрывы подземных коммуникаций.
Краснопрудная, 26/1 (1948). Арх. И.Е.Рожин, Ю.П.Мухаринский. В нём жили ИТР НКПС.
Краснопрудная, 30 -34 (1952 – 56). Арх. В.А.Сычёв, М.П.Бубнов. Жилой дом МПС.
Краснопрудная, 36, стр. 1. Дом постройки 1929 г.
***
Вентиляционный киоск №170, который мы видим слева, был сооружён в 70-е годы при реконструкции систем вентиляции в связи увеличением пассажиропотока и частоты движения поездов. В настоящее время по всей линии используются мощные вентиляторы, а первоначально проветривание перегонов осуществлялось в основном за счёт поршневого действия поездов в тоннелях.
***
Впереди наш путь пересекает улица Гаврикова. В эту сторону должен был быть построен ещё один выход из станции, а сама станция в проекте так и называлась: «Улица Гаврикова». Но к открытию линии со строительством выхода не успевали, а после открытия его и вовсе не стали строить из-за малого пассажиропотока.
За перекрёстком Краснопрудная улица меняет название на Русаковскую. На правой стороне видим квартал завешенных сеткой конструктивистских домов (Русаковская, 2/1, стр. 1 и стр. 2), построенных в 1926 г. архитектором Борисом Улиничем.
А на нашей левой стороне нас встречают «итальянские домики Иофана» (Русаковская, 7, стр. 1, 2, 3) - первое, что построил в Москве после возвращения из Италии известный нам по «дому на набережной» и проекту грандиозного Дворца советов Борис Михайлович Иофан. Домики относятся к 1925 – 30 гг. Есть у них ещё одно название: «показательные дома для рабочих», хотя, по-видимому, рабочие в них не жили.
Перед домиками Иофана находится ещё один вентиляционный киоск (№172).
Дома на противоположной стороне (Русаковская, 4, стр. 1 – 6) относятся к тому же времени – 1927 г.
Дальше по ходу видим интересное здание с обсерваторией – это школа №315, бывшая школа Академии педагогических наук постройки 1929 г.
***
Слева, рядом с офисным зданием, видим типовой венткиоск №174. На нём висит мемориальная табличка.
Отсюда прямо во дворе жилого дома в ноябре 1931 года началось строительство первого опытного тоннеля, а за ним и всего метрополитена. На противоположной стороне Русаковской улицы был выстроен барак для рабочих, в нём же размещалась контора строительства. То, что мы видим - новый киоск, а исторический, находившийся вблизи, на месте шахты, к великому сожалению, был уничтожен во времена Лужкова при строительстве делового центра.
Для опытного участка было выбрано далёкое от центра Москвы место, но отнюдь не простое для строительства: значительный уклон в 35 тысячных и сверху железнодорожная насыпь. Строительство велось мелким заложением закрытым (горным) способом, который предлагал профессор С.Н.Розанов для всей линии аналогично тому, как это делалось в Париже. Но слабость московских грунтов и недостаточно точные данные геологической разведки привели к огромным сложностям. К тому же произошла осадка дневной поверхности, лопнула труба водопровода, близлежащее здание фабрики получило трещины. С аварией справились, и хоть этот отрицательный опыт вряд ли мог помешать продолжению работы на опытном участке, но из-за отсутствия ясности в отношении способа работ по всей линии проходка тоннеля была надолго приостановлена и возобновилась лишь спустя длительное время, когда был принят окончательный проект строительства трассы и работы развернулись сразу по всем участкам. Тогда на это место вновь вернулись строители, соорудили шахту (№29) и достроили двухпутный тоннель длиной 224 метра.
Как именно происходило сооружение опытного тоннеля? В практике подземных работ применённый способ называется бельгийским или двухштольневым методом опёртого свода. Чрезвычайно редко грунты позволяют вести работу в тоннеле сразу по всему его сечению или, как говорят, «с открытым лбом забоя». Для этого были бы нужны крепкие, устойчивые горные породы. А московские грунты, состоящие из множества разных наслоений – культурного слоя, глин, мелкозернистого песка, трещиноватых известняков, да ещё и сильно обводнённые, - в этом отношении представляют особую сложность. Они требуют большой осторожности, мощного крепления и особого подхода.
Сначала по трассе будущего тоннеля, в верхней его части, проходят штольню – небольшой подземный коридор обычно трапецевидного сечения с креплением из брёвен и досок. Но через одну штольню и разрабатывать тоннель, и крепить, и откатывать породу невозможно, поэтому с некоторым отставанием от первой штольни в нижней части тоннеля разрабатывают вторую. Она является транспортной – по ней в вагонетках по временному рельсовому пути происходит откатка породы к шахте. По длине строящегося тоннеля нижняя и верхняя штольни через определённые промежутки соединяются колодцами – фурнелями. Через фурнель разрабатываемая в верхней штольне порода ссыпается в вагонетку.
Следующим этапом является разработка калотты (от французского calotte – шапочка) – пространства, в котором будет располагаться свод тоннеля. Калотту также крепят с помощью брёвен и досок.
Затем в калотте устанавливается деревянное кружало – своего рода опалубка для придания будущему своду нужной формы.
Следующий этап – кладка свода бутовым камнем на цементном растворе. При этом свод пока опирается на неразработанный грунт по сторонам тоннеля.
После затвердевания раствора выполняют раскружаливание – снятие опалубки.
Затем небольшими участками, обычно в шахматном порядке, выбирают грунт под будущими стенами и также выкладывают их бутовым камнем на растворе.
После этого можно выбирать грунт из готового отрезка тоннеля.
В последнюю очередь заливают бетоном лоток (пол) тоннеля.
Но это ещё не всё: через неплотности кладки в такой тоннель будет просачиваться вода. Поэтому выполняют гидроизоляцию: внутреннюю поверхность тоннеля с помощью горячего битума оклеивают четырьмя слоями рубероида и пергамина, которые подпирают 10-сантиметровой рубашкой из железобетона.
Теперь, отдав дань уважения первому опытному участку, продолжим путь к Сокольникам.
Впереди Митьковский путепровод, построенный ещё до революции (дополнительный пролёт соорудили сравнительно недавно в ходе реконструкции).
19.01.1919 г. рядом с ним произошло вошедшее в историю событие: банда из 6 человек под предводительством Якова Кошелькова остановила автомобиль, в котором ехал Ленин (вместе с М.И.Ульяновой, водителем Степаном Гилем и охранником), чтобы проведать находившуюся в Лесном санатории Н.К.Крупскую, высадила всех, отобрала у Ленина браунинг и документы и уехала на ограбление магазина. Ленин попытался возражать:
- В чем дело? Я Ленин.
Но, к счастью для Ленина, Кошельков не разобрал фамилию:
- Черт с тобой, что ты Левин. А я Кошельков, хозяин города ночью.
По дороге, рассмотрев документы, они спохватились и решили вернуться и взять Ленина в заложники, но Ленин с попутчиками в это время были уже в Сокольническом райсовете, откуда позвонили в ВЧК.
Много усилий пришлось потом приложить милиции и ВЧК для поимки этого неординарного бандита, отличавшегося хорошим воспитанием и знанием иностранных языков; много раз ускользал он, пока однажды всё-таки не был убит при задержании.
***
Двухэтажный деревянный дом (Русаковская, 19), построенный в 1885-91 гг. Здесь была экспедиция мёдопивоваренного завода купца Калинкина. Дом отличается редкой в Москве сергиево-посадская резьбой.
***
Самое низкое место улицы. Под нами в двухметровом бетонном коллекторе протекает речка Рыбинка. Дальше её подземное русло пролегает под ул. Жебрунова и через какое-то время Рыбинка впадает в Яузу. А под коллектором Рыбинки проходит тоже двухпутный тоннель, но сооружённый уже котлованным способом. Поэт Степан Щипачёв посвятил Рыбинке такие стихи:
«Биография речки Рыбинки»
Рыбинкой звали тебя.
Века
несла ты названье своё.
В тебе отражались
камыш, облака,
стрелецкий кафтан и ружьё;
в тебе молодицы мочили холсты,
вьюнов головастых ловили дети.
Вчера под землёй, размывая грунты,
ты вырвалась вновь из столетий;
ты в нашу штольню направила бег,
выбив подпорки ребро.
Тебя в бетон одел человек
и положил над тоннелем метро.
Ты будешь катиться через него
в звонкое завтрашнее столетье,
хоть, может, названия твоего
больше никто не встретит.
1934
Не один раз Рыбинка, переполняясь от дождей и вырываясь из подземного русла, заливала котлован, что приводило к тяжёлым авариям.
Русаковская, 23. Дом в стиле модерн построен в нач. 20 в. Здесь (сначала в прежнем деревянном здании) располагался один из первых синематографов Москвы, затем Сокольнический райсовет, потом к/т «Молот», затем дом пионеров Сокольнического района.
Влево отходит Маленковская ул.
В этом месте произошёл курьёзный случай, о котором рассказал начальник дистанции Н.Н.Соколов. Чтобы освободить место для строительства станции «Сокольники» и прилегающих путей, согласно решению Моссовета, понадобилось перенести трамвайное движение в обход, по Маленковской улице. Новые пути были проложены силами Метростроя. Но Мострамвайтрест категорически отказывался пустить трамваи по изменённому маршруту без дополнительного распоряжения. Тогда возглавлявший строительство Н.Н.Соколов пошёл на хитрость. Как раз в это время забивались сваи по контуру будущего котлована. Делалось это ночами, чтобы не мешать уличному движению. И вот Соколов распорядился забить одну сваю между рельсами, причём не до конца. А сам позвонил в Мострамвайтрест и сообщил, что произошла авария копра и движение по старому участку невозможно. Трамвайное начальство «временно, до устранения аварии» перевело движение на Маленковскую улицу, а Соколов так и оставил торчащую сваю до начала земляных работ.
Впереди справа виднеется каланча Сокольнической полицейско-пожарная части, выстроенная на средства местных жителей в 1880-е гг. архитектором М.К.Геппенером (Русаковская, 26).
Рядом с ней - 1-я понизительная подстанция Метрополитена (Русаковская, 26-Б), сооружённая в 1934-35 гг.
***
Мы подошли к станции «Сокольники», но о ней наш следующий рассказ.