Найти в Дзене
Vladimir Goraichuk

Рождение московского метро. 2.

2. К МЕСТУ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ СТРОЙКИ

Мы поднимаемся по лестнице из подземного вестибюля станции «Красносельская». На стене нас встречает памятная доска в честь Т.В.Фёдоровой. Татьяна Викторовна поступила на строительство первой линии метро молоденькой девушкой и прошла путь до заместителя начальника Метростроя. Руководила строительством, в частности, «Новослободской». Написала книгу «Наверху Москва».

***

Мы вышли из вестибюля станции. Предполагалось, что в дальнейшем он станет частью многоэтажного здания. Но планы поменялись, и вестибюль остался в виде отдельно стоящего сооружения.

-2

Перед нами Краснопрудная улица – бывшее Сокольничье шоссе, дорога в Сокольники – излюбленное место охоты Алексея Михайловича. Примерно здесь были плотина и мост через р. Чечёру у большого Красного пруда. Первоначально пруд имел размеры 700х400 м, но его постепенно засыпали,а в 1910 году он был окончательно ликвидирован. На восточном берегу пруда находилось село Красное, давшее название местности, и стоял Алексеевский монастырь. Местность была очень живописная, к тому же имела хорошее сообщение с близкой Москвой. Сейчас место пруда занимают сооружения Ярославской железной дороги и метродепо «Северное».

В старину у пруда в Троицын и Духов дни происходили так называемые «русальные гулянья» - порицаемые церковью языческие обрядовые праздники. Однако гулянья пользовались большой популярностью у простого народа. Вот как они описывались: «…сходятся там мужие, жены и девицы на ночное плещевание и бесчисленный говор, и на бесовские песни, и на плясание и на скакание и егда нощь мимо ходит, тогда к реце идут с воплем и кричанием, аки беси, и умываются водою бережно».

-3

Сокольничье шоссе и до революции было широким, по нему проходила трамвайная линия. В 1920-х началась застройка шоссе новыми домами.

Наше внимание может привлечь дом постконструктивистского стиля по улице Краснопрудная, 22 – 24. Это дом ударников-железнодорожников, выстроенный в 1933-37 гг. архитектором З.М.Розенфельдом. В нём жили рабочие НКПС.

Направимся в сторону Сокольников. Станция «Красносельская», из которой мы только что поднялись, мелкого заложения, расположена прямо под нами и под левой стороной проезжей части улицы. Большая ширина улицы отсюда и до Сокольников позволила построить станцию и прилегающие тоннели открытым способом, в котловане, не перекрывая полностью движение. А вот участок отсюда до Каланчёвской (Комсомольской) площади был узким, но по нечётной стороне располагались сараи Северной (Ярославской) железной дороги, и их для строительства линии снесли. Таким образом, весь участок от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники» (кроме опытного тоннеля длиной 224 метра у Митьковского путепровода, к которому мы вскоре подойдём), строился мелким заложением и открытым способом. Но это не значило, что строительство было простым. Трассу пересекали русла трёх речек (Рыбинки, Чечёры и Ольховки), спрятанных ещё до революции в подземные коллекторы, грунты были неустойчивые и сильно обводнённые уже с глубины несколько метров. Поэтому приходилось делать сплошное ограждение котлованов из свай и досок и постоянно бороться с проникновением плывунов в котлованы, которое не только мешало строительству, но и вызывало просадку поверхности земли, трещины в зданиях и разрывы подземных коммуникаций.

Краснопрудная, 26/1 (1948). Арх. И.Е.Рожин, Ю.П.Мухаринский. В нём жили ИТР НКПС.

Краснопрудная, 30 -34 (1952 – 56). Арх. В.А.Сычёв, М.П.Бубнов. Жилой дом МПС.

Краснопрудная, 36, стр. 1. Дом постройки 1929 г.

***

Вентиляционный киоск №170, который мы видим слева, был сооружён в 70-е годы при реконструкции систем вентиляции в связи увеличением пассажиропотока и частоты движения поездов. В настоящее время по всей линии используются мощные вентиляторы, а первоначально проветривание перегонов осуществлялось в основном за счёт поршневого действия поездов в тоннелях.

***

Впереди наш путь пересекает улица Гаврикова. В эту сторону должен был быть построен ещё один выход из станции, а сама станция в проекте так и называлась: «Улица Гаврикова». Но к открытию линии со строительством выхода не успевали, а после открытия его и вовсе не стали строить из-за малого пассажиропотока.

За перекрёстком Краснопрудная улица меняет название на Русаковскую. На правой стороне видим квартал завешенных сеткой конструктивистских домов (Русаковская, 2/1, стр. 1 и стр. 2), построенных в 1926 г. архитектором Борисом Улиничем.

А на нашей левой стороне нас встречают «итальянские домики Иофана» (Русаковская, 7, стр. 1, 2, 3) - первое, что построил в Москве после возвращения из Италии известный нам по «дому на набережной» и проекту грандиозного Дворца советов Борис Михайлович Иофан. Домики относятся к 1925 – 30 гг. Есть у них ещё одно название: «показательные дома для рабочих», хотя, по-видимому, рабочие в них не жили.

"Итальянские домики Иофана"
"Итальянские домики Иофана"

Перед домиками Иофана находится ещё один вентиляционный киоск (№172).

Дома на противоположной стороне (Русаковская, 4, стр. 1 – 6) относятся к тому же времени – 1927 г.

Дальше по ходу видим интересное здание с обсерваторией – это школа №315, бывшая школа Академии педагогических наук постройки 1929 г.

***

Слева, рядом с офисным зданием, видим типовой венткиоск №174. На нём висит мемориальная табличка.

-5

Отсюда прямо во дворе жилого дома в ноябре 1931 года началось строительство первого опытного тоннеля, а за ним и всего метрополитена. На противоположной стороне Русаковской улицы был выстроен барак для рабочих, в нём же размещалась контора строительства. То, что мы видим - новый киоск, а исторический, находившийся вблизи, на месте шахты, к великому сожалению, был уничтожен во времена Лужкова при строительстве делового центра.

Исторический венткиоск на месте опытного тоннеля (снесён).
Исторический венткиоск на месте опытного тоннеля (снесён).

Для опытного участка было выбрано далёкое от центра Москвы место, но отнюдь не простое для строительства: значительный уклон в 35 тысячных и сверху железнодорожная насыпь. Строительство велось мелким заложением закрытым (горным) способом, который предлагал профессор С.Н.Розанов для всей линии аналогично тому, как это делалось в Париже. Но слабость московских грунтов и недостаточно точные данные геологической разведки привели к огромным сложностям. К тому же произошла осадка дневной поверхности, лопнула труба водопровода, близлежащее здание фабрики получило трещины. С аварией справились, и хоть этот отрицательный опыт вряд ли мог помешать продолжению работы на опытном участке, но из-за отсутствия ясности в отношении способа работ по всей линии проходка тоннеля была надолго приостановлена и возобновилась лишь спустя длительное время, когда был принят окончательный проект строительства трассы и работы развернулись сразу по всем участкам. Тогда на это место вновь вернулись строители, соорудили шахту (№29) и достроили двухпутный тоннель длиной 224 метра.

-7

Как именно происходило сооружение опытного тоннеля? В практике подземных работ применённый способ называется бельгийским или двухштольневым методом опёртого свода. Чрезвычайно редко грунты позволяют вести работу в тоннеле сразу по всему его сечению или, как говорят, «с открытым лбом забоя». Для этого были бы нужны крепкие, устойчивые горные породы. А московские грунты, состоящие из множества разных наслоений – культурного слоя, глин, мелкозернистого песка, трещиноватых известняков, да ещё и сильно обводнённые, - в этом отношении представляют особую сложность. Они требуют большой осторожности, мощного крепления и особого подхода.

-8
Работа в штольне
Работа в штольне

Сначала по трассе будущего тоннеля, в верхней его части, проходят штольню – небольшой подземный коридор обычно трапецевидного сечения с креплением из брёвен и досок. Но через одну штольню и разрабатывать тоннель, и крепить, и откатывать породу невозможно, поэтому с некоторым отставанием от первой штольни в нижней части тоннеля разрабатывают вторую. Она является транспортной – по ней в вагонетках по временному рельсовому пути происходит откатка породы к шахте. По длине строящегося тоннеля нижняя и верхняя штольни через определённые промежутки соединяются колодцами – фурнелями. Через фурнель разрабатываемая в верхней штольне порода ссыпается в вагонетку.

Следующим этапом является разработка калотты (от французского calotte – шапочка) – пространства, в котором будет располагаться свод тоннеля. Калотту также крепят с помощью брёвен и досок.

Затем в калотте устанавливается деревянное кружало – своего рода опалубка для придания будущему своду нужной формы.

Следующий этап – кладка свода бутовым камнем на цементном растворе. При этом свод пока опирается на неразработанный грунт по сторонам тоннеля.

После затвердевания раствора выполняют раскружаливание – снятие опалубки.

Затем небольшими участками, обычно в шахматном порядке, выбирают грунт под будущими стенами и также выкладывают их бутовым камнем на растворе.

После этого можно выбирать грунт из готового отрезка тоннеля.

В последнюю очередь заливают бетоном лоток (пол) тоннеля.

Но это ещё не всё: через неплотности кладки в такой тоннель будет просачиваться вода. Поэтому выполняют гидроизоляцию: внутреннюю поверхность тоннеля с помощью горячего битума оклеивают четырьмя слоями рубероида и пергамина, которые подпирают 10-сантиметровой рубашкой из железобетона.

Теперь, отдав дань уважения первому опытному участку, продолжим путь к Сокольникам.

Впереди Митьковский путепровод, построенный ещё до революции (дополнительный пролёт соорудили сравнительно недавно в ходе реконструкции).

19.01.1919 г. рядом с ним произошло вошедшее в историю событие: банда из 6 человек под предводительством Якова Кошелькова остановила автомобиль, в котором ехал Ленин (вместе с М.И.Ульяновой, водителем Степаном Гилем и охранником), чтобы проведать находившуюся в Лесном санатории Н.К.Крупскую, высадила всех, отобрала у Ленина браунинг и документы и уехала на ограбление магазина. Ленин попытался возражать:

- В чем дело? Я Ленин.

Но, к счастью для Ленина, Кошельков не разобрал фамилию:

- Черт с тобой, что ты Левин. А я Кошельков, хозяин города ночью.

По дороге, рассмотрев документы, они спохватились и решили вернуться и взять Ленина в заложники, но Ленин с попутчиками в это время были уже в Сокольническом райсовете, откуда позвонили в ВЧК.

Много усилий пришлось потом приложить милиции и ВЧК для поимки этого неординарного бандита, отличавшегося хорошим воспитанием и знанием иностранных языков; много раз ускользал он, пока однажды всё-таки не был убит при задержании.

***

Двухэтажный деревянный дом (Русаковская, 19), построенный в 1885-91 гг. Здесь была экспедиция мёдопивоваренного завода купца Калинкина. Дом отличается редкой в Москве сергиево-посадская резьбой.

***

Самое низкое место улицы. Под нами в двухметровом бетонном коллекторе протекает речка Рыбинка. Дальше её подземное русло пролегает под ул. Жебрунова и через какое-то время Рыбинка впадает в Яузу. А под коллектором Рыбинки проходит тоже двухпутный тоннель, но сооружённый уже котлованным способом. Поэт Степан Щипачёв посвятил Рыбинке такие стихи:

«Биография речки Рыбинки»

Рыбинкой звали тебя.

Века

несла ты названье своё.

В тебе отражались

камыш, облака,

стрелецкий кафтан и ружьё;

в тебе молодицы мочили холсты,

вьюнов головастых ловили дети.

Вчера под землёй, размывая грунты,

ты вырвалась вновь из столетий;

ты в нашу штольню направила бег,

выбив подпорки ребро.

Тебя в бетон одел человек

и положил над тоннелем метро.

Ты будешь катиться через него

в звонкое завтрашнее столетье,

хоть, может, названия твоего

больше никто не встретит.

1934

Не один раз Рыбинка, переполняясь от дождей и вырываясь из подземного русла, заливала котлован, что приводило к тяжёлым авариям.

Русаковская, 23. Дом в стиле модерн построен в нач. 20 в. Здесь (сначала в прежнем деревянном здании) располагался один из первых синематографов Москвы, затем Сокольнический райсовет, потом к/т «Молот», затем дом пионеров Сокольнического района.

Бывший кинотеатр "Молот"
Бывший кинотеатр "Молот"

Влево отходит Маленковская ул.

В этом месте произошёл курьёзный случай, о котором рассказал начальник дистанции Н.Н.Соколов. Чтобы освободить место для строительства станции «Сокольники» и прилегающих путей, согласно решению Моссовета, понадобилось перенести трамвайное движение в обход, по Маленковской улице. Новые пути были проложены силами Метростроя. Но Мострамвайтрест категорически отказывался пустить трамваи по изменённому маршруту без дополнительного распоряжения. Тогда возглавлявший строительство Н.Н.Соколов пошёл на хитрость. Как раз в это время забивались сваи по контуру будущего котлована. Делалось это ночами, чтобы не мешать уличному движению. И вот Соколов распорядился забить одну сваю между рельсами, причём не до конца. А сам позвонил в Мострамвайтрест и сообщил, что произошла авария копра и движение по старому участку невозможно. Трамвайное начальство «временно, до устранения аварии» перевело движение на Маленковскую улицу, а Соколов так и оставил торчащую сваю до начала земляных работ.

Впереди справа виднеется каланча Сокольнической полицейско-пожарная части, выстроенная на средства местных жителей в 1880-е гг. архитектором М.К.Геппенером (Русаковская, 26).

-11

Рядом с ней - 1-я понизительная подстанция Метрополитена (Русаковская, 26-Б), сооружённая в 1934-35 гг.

***

Мы подошли к станции «Сокольники», но о ней наш следующий рассказ.