Найти в Дзене
Первая Крымская

Интервью: Надежда Макриди: «Писала пейзажи, поняла: теряю время»

Иконопись можно было бы определить как живопись наоборот. Казалось бы, всякий художник неизбежно стремится к индивидуальности и оригинальности выражаемого взгляда. Но вот что делать с иконописцами, чьи руки, по словам замечательного русского мыслителя о. Павла Флоренского, своим духовным опытом направляет церковь? С одной стороны, ограниченные иконописными канонами, они лишены творческой свободы, без которой иные художники никогда не могли бы состояться. С другой, им достаточно молитвенного самозабвения, в котором всякий раз рождается тихая художественная самость. Так уж получилось, что до «Крымской весны» на родном полуострове у иконописца Надежды Макриди прошли две выставки работ. «Третья выставка обязательно должна пройти в России!» — сказал их организатор Валерий Аксенов. И слово свое Валерий Николаевич сдержал: третья персональная выставка работ мастера иконописи из Зуи прошла этим летом в Симферополе — в Крымском этнографическом музее. «Ксероксом себя не чувствую» 1К Большой поэ

Иконопись можно было бы определить как живопись наоборот. Казалось бы, всякий художник неизбежно стремится к индивидуальности и оригинальности выражаемого взгляда. Но вот что делать с иконописцами, чьи руки, по словам замечательного русского мыслителя о. Павла Флоренского, своим духовным опытом направляет церковь? С одной стороны, ограниченные иконописными канонами, они лишены творческой свободы, без которой иные художники никогда не могли бы состояться. С другой, им достаточно молитвенного самозабвения, в котором всякий раз рождается тихая художественная самость.

Так уж получилось, что до «Крымской весны» на родном полуострове у иконописца Надежды Макриди прошли две выставки работ. «Третья выставка обязательно должна пройти в России!» — сказал их организатор Валерий Аксенов. И слово свое Валерий Николаевич сдержал: третья персональная выставка работ мастера иконописи из Зуи прошла этим летом в Симферополе — в Крымском этнографическом музее.

«Ксероксом себя не чувствую»

1К Большой поэт и оригинальный пейзажист Максимилиан Волошин утверждал, что «лик Божий, данный человеку, скрыт не в его теле, а в его голосе, в его слове». «Человек словом своим заклинает появление нового мира подобно тому, как наш мир был создан словом божественным», — утверждал коктебельский Орфей.

НМ Бог — это Слово. Со Слова все началось. У одного из филологов я даже вычитала, что человек сначала именовался «словек», то есть существо словесное, было указание на дар слова как на отличительную способность человека.

1К Но как в таком случае слово, в том числе и Божье, соотносится с изображением, посредством которого нам и является лик?

НМ Иконы считаются проповедью в красках, в них библейские сюжеты изображены наглядно, они символизируют вечность, жизнь вечную. Эта техника вырабатывалась веками. Выбирались для создания икон самые прочные материалы. Лик святого получает свое имя через надписание. Икона становится иконой, когда ее надписал мастер. И благословение изображенного лика святого исходит через слово.

1К Как в творческом процессе вы определяете, что икона готова, разумеется, не касаясь собственно художнических аспектов?

НМ Бывает, как раз в художническом плане работа выглядит вполне завершенной. И я ее могу отложить. А через некоторое время вижу, что нужно здесь доработать, там. Когда вижу, что работа полностью готова, я ее покрываю лаком. Вообще, мне не нравится держать дома свои иконы, потому что со временем вижу, что там еще столько необходимо дописывать, столько дорабатывать (хотя у меня хранятся несколько работ — для выставок). Но если есть время, если это заказ, я часто оставляю работу, просто не трогаю, а потом достаю через некоторое время и понимаю, что еще сделать. И доделываю. Если не покрыта лаком, а если уже покрыта, то, видя недоработки, начинаю нервничать.

1К Среди обывателей бытует мнение, что образы нередко приходят к авторам во снах. У вас такое бывает?

НМ Нет. Иконописцы работают строго по образцам и с соблюдением канонов. Если мне нужен какой-то святой, я в Интернете могу найти его каноническое изображение. Там я нахожу много образцов, выбираю наиболее подходящий мне, как правило, работы древних мастеров. Бывает так, что не существует наглядного образа, — к примеру, так было с иконой епископа Симферопольского и Крымского Порфирия, новомученника Русской православной церкви, расстрелянного в 1937 году. Я в Интернете нашла его биографию с очень хорошим описанием внешности и изобразила.

1К Священномучеников, пострадавших в прошлом веке за веру в Крыму, немало. Чем ваше внимание привлек именно Порфирий?

НМ Меня особо тронули его жизнеописание и проповеди. Эту икону я после выставки подарю Свято-Никольскому храму в Зуе.

1К Тому самому, которому в свое время преподнес в дар икону сам император Николай II?

НМ Да.

1К Вам близка свобода, которую своими иконописными «дерзаниями» проповедовал Михаил Врубель?

НМ Нет. Святые отцы утверждают, что нужно придерживаться канонов. Каноны выработаны веками, мы не можем их менять.

1К С другой стороны, зависимость от канона не тяготит иной раз?

НМ Всякий раз, когда я пишу образ, даже по образцу, я ухожу в работу с головой, этим живу. В то же время можно менять цвета: допустим, если у Христа нижний хитон красный, а верхний синий, то можно придать им разные оттенки. Я не чувствую себя обреченной на копирование, эдаким ксероксом. Пыталась писать пейзажи: вроде есть полная свобода, но мне кажется, что я просто теряю время. У меня вообще нет художественного образования, только иконописное. И в школе иконописной, где я училась, священник говорил: если ты художник и пришел учиться иконописи, то должен забыть свое прошлое. Вообще, абсолютно. Если ты иконописец, то тебе лучше не получать академическое художественное образование, поскольку оно в работе будет только мешать. Взять хотя бы прямую перспективу — прием, чуждый иконописи, в которой используется обратная перспектива, нацеленность изображения на молитвенно предстоящего человека, чтобы он ощущал себя частью изображенного горнего мира, вечного.

Крестик вместо галстука

1К Можно сказать, что в 1998 году вы эмигрировали в Грецию?

НМ Да. С развалом Союза все мои родственники уехали на историческую родину, мы из Афин. Наши предки прибыли сюда в 1822 году из Малайзии (сегодня это территория Турции) и поселились в Краснолесье. Занимались табаководством, скотоводством. У прадедушки был дом в Симферополе, в котором сегодня проживают семнадцать семей. По рассказам дедушки, все его родные братья упорно работали. Во время Великой Отечественной войны все воевали, некоторые партизанили. В 1944-м их всех выслали: половину семьи на Урал, половину в Узбекистан. Да еще как: брата дедушки в Узбекистан, а его жену на Урал! В общем, это была большая трагедия. В 70-х мои предки вернулись в Крым, поселились в Белогорском районе, поскольку там проще было прописаться.

1К Вы школьницей застали такие явления, как октябрята, пионеры, комсомольцы. В 1991 году они фактически исчезли. Для вас это было трагедией?

НМ Нет. Я никогда не любила все эти движения, никогда не носила пионерский галстук. У меня всегда под формой на уроках физкультуры виднелся крест. И как-то во время выполнения упражнения он выпал из-под одежды. И преподавательница мне сказала: или галстук, или крест. Я отдала ей галстук и сказала, что буду носить крест. Хотя потом все равно заставляли надеть галстук.

1К То есть вы были религиозны с раннего детства?

НМ Тогда вера была для меня чем-то неосознанным. У греков вообще мальчиков крестят на второй-третий день после рождения, девочек на сороковой. Мне бабушка даже говорила: «Спросят тебя, веришь ты или нет, говори: не знаю». Сказать «не верю» нельзя, это отречение, а скажешь «верю» — подвергнут обструкции. Благо никто не спрашивал.

1К Вряд ли в детстве вы видели себя иконописцем?

НМ В детстве я мечтала стать дояркой. Потому что, как я узнала из новостей, дояркам давали медали. А мне так хотелось медалей! Но коров я боюсь по сей день (смеется). По окончании школы не получила никакой профессии: каким бы специалистом я себя ни представляла, мне не хотелось им быть. К примеру, сестра моя выучилась на зубного техника. Слово «монастырь» тогда ассоциировалось у меня с какими-то развалинами, иконы я видела на картинках…

1К Тем не менее в итоге вы уехали в Грецию.

НМ Да, тяжело было, пробивались, работали. Сестра моя с детства рисовала и мечтала профессионально заниматься живописью. Там ей посоветовали иконописную школу при церкви, которую впоследствии я и окончила.

1К Насколько тернистым был ваш путь к иконописи?

НМ Тяжело было, потому что у меня не было никаких навыков в рисовании. Я никогда им не занималась и даже не думала об этом. В церковь ходила, как все: зашла, свечку поставила, привела детей причаститься. Сестра уговорила меня посещать занятия в иконописной школе, сказала, что там я послушаю очень интересные лекции богослова и иконописца отца Константина (Стратилопулоса). Но прежде надо было поступить в школу. Из ста пятидесяти человек отобрали тридцать. Я оказалась одной из первых в списке зачисленных. Поначалу было очень сложно.

1К А что именно было сложно?

НМ Осваивать технику. Я же до этого фактически карандаш в руках не держала. Но сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что ничем другим, наверное, не смогла бы заниматься, кроме иконописи.

1К Можно сказать, что, занявшись иконописью, вы укрепили свою веру в Бога?

НМ Да, но обычно наоборот: уже верующие люди начинают заниматься иконописью.

1К Вскоре после окончания школы вы вернулись в Крым. Почему?

НМ Всему виной духовная составляющая: мы — разные люди. В духовном плане мне было очень тяжело жить в Греции.

1К Греки, прожившие почти два века в Крыму, стали уже русскими и в ментальном плане существенно отличаются от соплеменников в Греции?

НМ Конечно. Там люди, как мне кажется, попросту вырождаются.

1К Как, пожалуй, и сама просвещенная Европа с ее «либеральными ценностями».

НМ Да.

1К Один из мудрецов однажды заметил, что мы владеем по-настоящему только тем, что отдаем. Чем владеете вы?

НМ Не знаю.

1К Ваши иконы представлены в крымских храмах?

НМ Есть в Свято-Никольском храме в Зуе и Свято-Ильинском в Евпатории.

1К В последнем, между прочим, служил священномученик отец Елезар Спиридонов.

НМ Кстати, надо прочитать его житие. И может быть, тоже написать. В этом храме находится икона преподобных Антония и Феодосия Печерских, основателей Киево-Печерской лавры.

1К Есть ли в вашей творческой биографии наиболее выстраданная работа?

НМ Они все по-своему выстраданные. Есть работа, которую я пишу уже три года. Только я к ней приступаю, как у меня случаются неприятности: то дети по очереди болеют, то еще что-то. Это икона всех святых. Собор всех святых — описанное в «Откровении Иоанна Богослова» поклонение всех святых, как канонизированных, так и оставшихся неизвестных церкви — агнцу Божьему, за которым последовало снятие 7-й печати. Соответствующий праздник — День всех святых, или иначе Неделя Всех святых, — празднуется в первое воскресенье после Троицы, то есть в 8-е воскресенье после Пасхи.

1К Известно ли вам что-то о том, чтобы ваши работы проявляли чудесный характер, проще говоря, творили чудеса: исцеляли, мироточили?

НМ Нет. И наверное, не надо, чтобы мне ненароком в ересь не впасть. А то возгоржусь еще (улыбается).