Исторически сложилось так, что на постсоветском пространстве наиболее широко известны и распространены пять стилей ушу:
- это неизменная тройка тайцзицюань, синъицюань и багуачжан;
- шаолиньцюань:
- винчунь;
Это отражение китайской действительности наших дней. Почему так произошло, почему именно эти стили стали массовыми, расскажу чуть позже. Сегодня по просьбам читателей поговорим о редких стилях ушу.
Многие из интересующихся китайскими боевыми искусствами слышали про такой стиль, как дуаньда. Была популярна такая книжка в 90-х.
На самом деле - это перевод учебника рукопашного боя, который никак не относится к традиционному ушу. Но есть стиль ближнего боя Семьи Чжан, старый стиль в провинции Хэбэй. У этого стиля несколько названий, так было принято в старые времена (绵张拳 mián zhāng quán или 绵张短打 mián zhāng duǎndǎ), но сейчас это только создает путаницу.
Стиль возводит свою родословную к временам династии Мин, правившей почти триста лет с 1368 года по 1644 год. Это время ещё именуют «Золотым веком ушу», именно тогда, после отмены монгольских репрессивных законов, начинают в большом изобилии возникать школы боевых искусств, сильно отличающиеся друг от друга.
Стилей было много, но прославившийся в борьбе с японскими пиратами генерал Ци Цзигуан (戚继光 Qī Jìguāng, 1528-1588) в своих записках «Новая книга о достижениях» (纪效新书 jì xiào xīn shū) перечислил наиболее значимые и прикладные:
...宋太祖三十二势长拳,绵张短打,温家七十二行拳,三十六合锁,山东李半天之腿,鹰爪王之拿,千跌张之跌,张伯敬之打…
Всего перечислено 16 стилей, из которых в наше время известны немногие. Стилю ближнего боя Семьи Чжан отведено одно из самых почетных мест, он упоминается в первых рядах, сразу после длинного кулака Императора Тайцзу (宋太祖三十二势长拳 sòng tàizǔ sānshíèrshì chángquán), тоже довольно известного. Но - не у нас.
Насколько стиль нашего времени соответствует упоминаемому Ци Цзигуаном сейчас уже сложно выяснить, но вам будет интересно узнать, что мастера этого стиля относили свой стиль к внутренней семье еще задолго до того, как Сунь Лутан открыл «Зал внутренних стилей» для обучения тайцзицюань, синъицюань и багуачжан.
Обучение в стиле начинают со столбового стояния-чжуангун, есть и другие наработки стилевого нэйгун.
Идея длинного выброса силы при коротких движениях отражена в основном принципе стиля:
长用力,短出手.
Это интересно сравнить с популярной в годы Мин концепции "большое открытие и закрытие" (大开大合 dàkāi dàhé).
Древность техники стиля хорошо просматривается в атаках ногами: они не выше колена, учитывается наличие доспехов и оружия у противника. Но эти техники очень разнообразны: подсечки и подбивы, пресекания и зацепы, толчки и многое другое, что уже не встретишь в современном ушу. И всё это выполняется одновременно с атакой руками.
Однако лучше один раз увидеть, чем семь раз прочитать! Поэтому смотрим обзорное видео стиля дуаньдацюань рода Чжан (张氏短打拳 zhāngshì duǎndǎ quán). Здесь есть разбор достаточно мало освещенной в наших широтах, но очень важной темы прикладного ушу: техники входов.
Кстати, использование понятия дуаньда в названии стиля встречается и в других провинциях. В Шаньдуне есть стиль люйхун дуаньда (吕红短打 lǚ hóng duǎndǎ), в провинции Шаньси - люцзю дуаньда (刘聚短打 jù liú duǎndǎ), в Аньхой - луоцзя дуаньда (罗家短打 luó jiā duǎndǎ) и так далее...
Много стилей ближнего боя было ранее и сохранилось в наши дни. К сожалению, про них никто не знает, а еще живы Хранители Традиций, готовые обучать! И если этот небольшой текст натолкнет вас отправится в поиски Своего Учителя - будет здорово!
Дм. Моисеев, СПб