Меня родители в советское время держали в ежовых рукавицах. Мама была женщина слабохарактерная, все исходило от отца. Существовала куча запретов и наказаний за непослушание.
Но дети растут часто умнее своих родителей, любой запрет вызывает протест. Любое наказание или запрет воспринимала, как покушение на мою свободу.
С раннего детства библиотека была для меня как дом родной. Книга в доме была самым ценным подарком. Тогда все люди много читали и ходили в библиотеку, покупали книги.
Вечером проверялись мои тетради и дневник, домашнее задание. Если я делала ошибки, а бывало, что большая часть тетради исписана, мама давала мне новую и заставляла переписывать всю тетрадь.
Мне уже хотелось спать, но вид ремня, который лежал на стуле заставлял писать красиво и без ошибок. Кто-то скажет – издевательство. Я тоже так думала тогда.
Но в результате к 5 классу у меня был самый лучший почерк в классе, мои сочинения висели на доске почета. Но, бывало, что я получала тройку в табеле, по физике или химии.
Тройка, значит надо забыть о занятии танцами, гулянья с детьми по вечерам было ограничено одним часом.
На повестке дня каникул был разрешен поход в библиотеку, все остальное отменялось, в том числе и просмотр телевизора. Мама писала на листике, что мне надо было сделать по дому и что я должна выучить по предмету с тройкой.
Чтобы я не смотрела без разрешения телевизор, отец с боку панели вытаскивал черный круглый предохранитель. Я сначала не знала, почему телевизор не включается. Но я знала, у кого были такие же.
Попросилась в гости к своей подружке, обследовала ее телевизор и обнаружила, что не хватает в нашем. Я нашла его легко, за стабилизатором.
Я делала все дела по списку очень быстро и к телевизору, перед приходом родителей с работы вытаскивала предохранитель и клала на место.
А однажды отец заехал домой днем, я так увлеклась, шел фильм « Четыре танкиста и собака», что не услышала, как он зашел.
В результате я стояла в углу, а предохранитель отец забрал с собой. Но я была бы не я. Вскоре узнала, что у бабушки моей одноклассницы такой же телевизор стоит поломан. Бабуля мне с удовольствием отдала предохранитель. Впредь я закрывалась в доме.
Но по сегодня телевизор для меня не стал чем-то важным, я взрослой его не смотрела и более десяти лет прошло, как я избавилась от него в доме.
Еще я любила слушать пластинки. Всегда включала радиолу и убирала в доме, музыка гремела так, что слышно было на улицу. Меня тоже поймал отец и радиола замолчала.
Там дело было сложнее, я пыхтела над ней неделю, не могла понять, что отец сделал, что она не работает. А потом увидела, что шнур от розетки вставляется в панель радиолы, попыталась его вытащить, обнаружила внутри круглое пустое гнездо. Я поняла, что там тоже должен быть предохранитель.
Мама держала коробку с пуговицами, я видела там много разных стеклянных штучек. Достала, а они все разные, методом тыка нашла тот, что подошел и радиола заиграла. Я слушала музыку тихо при закрытых дверях.
Когда начинались летние каникулы, список дел у меня состоял на целую страницу тетради. Родители давали мне задания, чтобы я не проводила время впустую.
Каждый день уборка дома, с десяти лет приготовление обеда отцу. Участок был всего 4 сотки, нужно было следить, чтобы над дорожкой не росла трава, подметать во дворе, ходить в магазин за хлебом и молоком.
Остальное время читать книги и готовиться к следующему учебному году. Всегда помогать маме по дому было обязательно.
Вечером, если все было выполнено идеально, мне разрешали ходить в кино или до 21 часа гулять с детьми на улице. Но ровно в 21 час выходила мама и по первому зову я должна была бежать домой.
Уже в 15 лет я при ссоре с отцом кричала ему, что живу в доме, как птица в клетке. Но в последующей жизни и сегодня я благодарна родителям, что они меня воспитывали так строго.
Я получала все необходимое, образовывалась и, такое воспитание помогло мне пережить трудные годы с семьей, вытянуть ее, потому что я оказалась самой сильной и находчивой.
Своих детей я воспитывала примерно таким же образом, может иногда давала послабление, муж даже меня ругал, что я поступаю слишком жестко. У меня три сына, а с мальчиками сопли распускать нельзя, они должны расти мужиками.
Иногда вспоминают мое воспитание и говорят, что я все правильно делала, смеются, вспоминая, как я их наказывала и тоже мне признаются, как они хитрили и я много чего не знала.
Благодарю за лайки и подписку на канал.