Педагогу по роду службы приходится иметь дело с толпами детей, родителей, коллег, тех, что мимо проходили и решили поучить, и так до бесконечности. Ко всему этому добавляются башни тетрадей, какие-то левые бумажки, учебники, планы. Не удивительно, что состояние сгоревшей спички не заставляет себя долго ждать.
Я - холерик со странной примесью меланхолика, интроверт. И каждый раз переживаю то подъем, то упадок, то взрыв. С таким темпераментом в школе трудно. Мои интересы и цели никак не совпадают с ресурсами.
Класс увяз в двойках, на перемене вечное "а можно отчитаться", завуч мягко бракует твой внешний вид, откуда ни возьмись на голову свалились добровольно-принудительные обязанности - и все, хандра обеспечена. А есть еще другая жизнь. Ученики, наверное, знать не знают, что учителя, придя домой, тоже могут швырнуть сумку в угол и сказать: "Как меня все бесит!"
Когда я только пришла в школу, моя карьера могла закончиться, едва начавшись. И все из-за каких-то бумаг. Меня нехило прошерстили, я оказалась практически одна, юридически неподкованная, безграмотная, в то время как начальство спасало себя и делало вид, что тут ни при чем. Я уже морально готовилась к тому, что меня вышвырнут по тупейшему стечению обстоятельств, но чудом не тронули. Я шла на уроки, которые разом стали не интересны, слушала ответы, которые не вдохновляли и не смешили. Мне было все равно, ведь сегодня-завтра могут сказать "до свидания". Я просто сразу иссякла. Это стало первым серьезным уроком.
Как с таким справляться? Честно, не умею, потому что не могу обуздать характер. И тут советов вроде "успокойтесь", "дышите глубже", "представьте синее море и белый песок" я давать не хочу и не буду - они не работают. Мне помогает только одно: выплескивание энергии в другое русло - пореветь над слезливым фильмом, погонять мяч после уроков втихаря ото всех, перебрать завалы в шкафах, что-то порвать с превеликим удовольствием. Но дети этого видеть не должны. Поэтому если мне и тошно, я все равно улыбаюсь. Пусть и через силу. Даже на восьмом уроке. Даже двадцатому должнику за день. Это моя работа - терпеть и делать свое дело, воспитывать себя и других, как бы пафосно оно ни звучало. Конечно, абсолютно все сдержать не удается, бывает, что прихожу на урок с влажными глазами. Но тогда приходится больше играть.
К чему веду: внешний позитив отнимает много моральных сил, которые сложно откуда-то почерпнуть. Вроде бы дети тебя должны зажечь, а не зажигают. И не зажигаются "глаголом" сердца детей. Нет искры, нет честности, доверия. Да еще допекает начальство. И это плохо: все ведет к нелюбви, к отчужденности от профессии, к ощущению "из-под палки" и болячкам. Или к самым печальным последствиям. Тогда-то и появляется тревожный вопрос: "Уйти или остаться?" К сожалению, у нас в районе была тяжелая история про добровольно ушедшего из жизни учителя.
Как вы справляетесь с этим?