Жить-это видеть, как всё повторяется
Асорин
Катары были очень странным феноменом в жизни средневекового общества.
Да и сейчас их учение воспринимают как абсолютный антигедонизм и нарушение одного из базовых инстинктов рода человеческого, а именно, инстинкта самосохранения. Вероятно, они были первыми европейскими мистиками пробуддистского или даже индуистского толка, так и не нашедшие понимания со стороны католического мира в следствии своих радикальных взглядов на этические нормы и метафизические основы бытия. Их живописная и чудная космогония в корне отличалась от того, что предлагал массам авторитетный и тучный Ватикан.
Не стоит здесь подробно останавливаться на истории и хронологии альбигойских войн, материалов об этом предостаточно (в двух словах, домой вернулись не все, точнее, почти никто: верный сын церкви, блистательный граф Симон де Монфор, в достаточной мере заготовил всеочищающего пламени для заблудших христианских душ -l-), но вот, что именно привлекло мое внимание в процессе анализа общих концепций древнеиндийских йогических трактатов и того сакрального учения, что проповедовали катары и их лидеры-«совершенные»: основой их не хитрого учения являлась идея «выхода» за телесные рамки, то есть, физическое тело катары однозначно рассматривали как «клетку» для души, созданную никем иным, как самим Люцифером Иеговичем во время своего беспримерного падения с самых верхних небес, в процессе чего он завлёк с собой многую тысячу наивных ангелов в своё рискованное предприятие. Ну это опять же выдержки из оригинальной космогонии катаров и ничего личного.
Примат души был для альбигойцев бесспорным: они разными способами пытались уморить плоть, это были и строжайшие посты по сорок дней и просто экстремальные голодовки (видите, что и в Средние века существовали оригинальные версии ЗОЖ). Боролись с плотью и с помощью свального греха и содомии (информацию об этом мы находим в материалах инквизиции и в документах о пытках катаров, так что её достоверность в достаточной степени весьма сомнительна). Но вершиной борьбы с физическим телом, конечно же, была особая процедура добровольного самоубийства, которое катары именовали endura. Достигали этого с помощью отказа от пищи или, например, разогревали себя в горячей воде, а потом ложились голыми на холодные камни. К этому готовились сознательно и долгое время, процедуру суицида предваряло такое мистическое событие, как consolamentum или «крещение духом», которое совершали «совершенные» незадолго до смерти избранного.
Учение катаров, как и у друидов, разрешало добровольную смерть, но требовало, чтобы человек расставался с жизнью не из-за пресыщения, страха или боли, но ради полного освобождения от материи. Более подробно об этом можно прочесть в великолепном труде «Крестовый поход против Грааля» немецкого историка и эзотерика Отто Рана.
И тут самое время привлечь одного из главных экспертов современности по преодолению границ физического тела и сознания с помощью йогических практик и в первую очередь посредством техники сурья намаскар-Садхгуру, индийского йога, мистика и, конечно же, коуча (идиотское слово, которое сегодня употребляют и к месту и ни к месту!).
По словам Садхгуру, весь смысл йоги заключается в том, чтобы привести вас к такому опыту, в котором не существуют ни «вы», ни «я». Одним словом, к Полнотной Пустоте, к Аннате, к некоему сверх экзистенциональному состоянию, в котором растворяется ваша индивидуальность и уничтожается эго как таковое. То есть существует несколько уровней или слоёв человеческой сущности, в которых заключена бессмертная и вечная душа, а именно: физическое тело или «пищевое тело», ментальное тело, энергетическое тело, эфирное тело.
Все эти перечисленные выше оболочки являются элементами физического порядка, но существует пятая оболочка, находящаяся абсолютно вне физического, это Ананда или «блаженство», это то, что не имеет ничего общего с материальными сферами жизни. Именно к этому «блаженству» и стремятся мастера йоги, к этой внетелесной сфере и этому нематериальному опыту стремились и катары, судя по всему.
Более подробно об йогической концепции внематериального блаженства можно прочитать в завораживающей книге Садхгуру «Внутренняя инженерия. Путь к радости».
Поверьте, это стоит того, времени займёт немного, но удовольствие и знания принесёт в достаточной степени. Отличная книга. Прекрасный стиль изложения материала и много здорового юмора.
Одним словом, намасте!
07.02.2019 Сергей Штельманн