Найти тему

Дедова любовь

лго поселился
лго поселился

Свекра Антонина уважала, хоть и не любила. Дед был сварлив, задирист и своенравен, но людей уважал. Овдовев на старости лет, он сначала пытался жениться, да и бабка подходящая была. Но поняв, что характер его мало кто выдержит, плюнул на все и стал жить "по детям". К тому же здоровье стало подводить: мучила грыжа. Детей у него было пятеро: старшая дочь и пять сыновей. Зрелые люди, семейные. Дед не спешил идти к дочке, сначала попробовал жить у сыновей. Антонина была женой младшего сына. Когда умерла свекровь, она была на сносях первенцем.

Свекровь Антонина очень жалела. Добрая, заботливая, скромная женщина. Она всю жизнь трудилась: до пенсии в колхозе, а выйдя на пенсию ходила по-хозяйству дома: огород, скотина, внуки. Внуков она очень любила и они отвечали ей тем же. Гостить у бабушки было хорошо: тех, кто постарше привлекала рыбалка, свобода (бабушка многое позволяла и сильно не журила), младшие ценили её веселый нрав и заботу. А вот мужа она не любила, и дети это знали. В послевоенное время женихов выбирать не приходилось, кто сватал за того и выходили...

Свекор на пенсию долго не выходил: копили деньги младшему на машину. Сначала работал в ремонтных мастерских, потом - поварил в растениеводческой бригаде. Поваром он был хорошим, помогла армейская поварская школа. А вот внуков дед не жаловал, считал их бездельниками. Всякий раз жаловался на них детям: помогать не хотят, пакостят, курить начали, того и гляди сеновал подожгут. Сам он куревом не баловался, а вот выпивку уважал, но не пьянствовал.

Овдовев, свекор особой горести не выказывал. Продолжал работать, держать хозяйство, огород. Пока не заболел. Случилось это летом, и дохаживать его хозяйство до осени пришлось Антонине. Все работали, а она была в декрете с дочкой. Осенью скот растолкали, дом сдали квартирантам, и стал дед жить у младшего. Как мог помогал им по хозяйству, деньжат подкидывал с пенсии, жадным он не был. И все бы у них ладно было, если бы не их с Антониной разногласия. Не любил он её подруг, что иногда захаживали к ней в гости, и, как ему казалось, все время старались чем-то у них поживиться. Еще не любил он их за то,что не звали его в гости по праздникам, из-за чего ему приходилось оставаться дома одному.

Так разногласия постепенно переросли в кризис, и лет через шесть дед ушел жить к другому сыну, а потом к следующему, пока всех не перебрал. А после надолго поселился у дочери. У дочери было хорошо. Она ни в чем ему не перечила. Его своенравность и сварливость переносила молча, хотя он поругивал и её детей, и внуков, которые были еще малы, но все равно, на его взгляд, воспитывали их не правильно, баловали.

Антонина была на сносях вторым, когда свекор от скуки решил пожить у младшего. Родилась внучка: беленькая, спокойная, почти совсем не плакала: ела, да спала. И что-то произошло с дедом, какая-то неведомая нежность проснулась в нем к этой маленькой, так похожей на него (как ему казалось) девчушке. Он с удовольствием с ней нянчился, забавлял её, гулял. Рано стал читать ей сказки, а затем взявши где-то старый букварь учил с ней буквы. Тыкал в портрет Ленина, и тихонько шептал, рассказывая о революции и войне. Все знали - Маруся дедова любимая внучка.

Тогда он впервые рассказал Антонине свою историю о войне и плен, впервые за много лет. Никто из детей не слышал от него этой истории. О том как остались без командиров и оружия, и, пытаясь пробраться через лес, были схвачены немцами. Вначале войны. А потом долгий и страшный плен, болезнь и невероятная жертва товарищей, которые выносили его на перекличку из барака на руках, будучи сами обессилены. Это и спаслось. А после плена, дома - постоянный страх и год тюрьмы.

Нет, обиды не было. Ведь все же хорошо: семья, дети. Всех вырастил, поставил на ноги. На старости лет еще и награждать начали, сулить ветеранам квартиры, машины: какие обиды? Вот из-за этих благ и перебрался дед обратно к дочке в город. Не для себя, для детей.

А внучка подрастала. Умная, смышленая и характером приветливая. Учеба давалась легко. Не забывал дед внучки, всегда старался особым подарочком порадовать. Но так в ожиданиях благ вдруг заболел и умер.

В годы лихих перемен Антонина развелась с мужем из-за его частых попоек, но вовремя спохватилась, ради детей: девчонки отца любили и жалели. И жизнь как-то быстро у них наладилась. Старшая вышла замуж, дождались внука. А Маруся уехала учиться. Антонина очень переживала, не испортилась бы, глядя на других. Но Марусю свободная жизнь не сломила. Научилась жить по средствам, лишних денег у родителей не просила. Если могла, подрабатывала, по клубам не ходила. Так потихоньку закончила институт и работать начала. Не стараясь удобненько устроиться, не боясь трудностей. И друзей выбирала таких же. И так у неё все ловко получалось, что уже страха не было, а только радость.

Давно Антонина заметила в дочке эту особую дедову породу. Трудолюбие, неприхотливость, умение ценить людей. И вспоминалось о свекре с теплотой и благодарностью. Ведь не известно, как сложилась бы Марусина жизнь, если бы ни его особая к ней любовь. Видимо, кого по-особому любим мы, того по-особому любит Бог.