Найти тему
iReactor. Армия

«Достоинство Ливии»: Россия без единого выстрела нанесла полное поражение США в Северной Африке

В последних числах января текущего года спикер Национальной ассамблеи Венесуэлы Хуан Гуайдо сам себя объявил президентом страны. Спустя несколько часов правительство США поспешило признать самозванца, несмотря на тот факт, что такое решение противоречит любым международным правовым нормам. Не говоря уж о том, что является прямым вмешательством во внутренние дела суверенного государства.

Действующий глава Венесуэлы Николас Мадуро заявил, что Гуайдо действует по указке Вашингтона, и если вопрос не будет решён политически, то США могут начать военную кампанию. Такое развитие событий вполне вероятно, ведь это давно отработанный сценарий.

Международные эксперты сразу вспомнили о давно забытой Ливии, которая давно исчезла из повестки СМИ. А ведь там уже восемь лет идёт гражданская война, спровоцированная бомбардировками американской авиации. Между тем, ливийский сценарий очень показателен и следует разобраться в том, что сегодня происходит в стране. Чтобы спрогнозировать дальнейшее развитие событий в Венесуэле.

После «торжества демократии» и убийства главы джамахирии Муаммара Каддафи, Ливия практически перестала существовать. За несколько месяцев «свободы» страна была поделена между десятками банд, племён, исламистских группировок и прочих образований. Формально страну возглавил Переходный национальный совет, расположившийся в столичном Триполи. Вот только кроме самого города и ближних пригородов новое «правительство» ничего не контролировало.

-2

Реальной силой обладали исламистские группировки от «Братьев-мусульман» до запрещённой в России «Аль-Каиды». Они начали брать под контроль наиболее значимые объекты. Например нефтеналивные причалы в Бенгази. Их главной целью стали нефтяные поля Шарара, находящиеся под контролем местных племён туарегов. Сюда же рвались банды из Чада и Нигера, желавшие пограбить беспомощного соседа. Как раз на в этот момент Ливия исчезла из международных СМИ – миссия была выполнена, «демократия» доставлена по назначению.

Но, в определённый момент, что-то пошло не по плану. Из-под контроля вышел один из главных врагов Муаммара Каддафи, генерал ливийской армии Халифа Хафтар. В своё время он получил убежище в США, но, когда началась гражданская война, решил вернуться на родину и возглавить «революционеров».

Когда Хафтар собственными глазами увидел, что же на самом деле означает свобода по-американски, то его взгляды кардинальным образом изменились. Вашингтону такие метаморфозы одного из возможных ставленников на посту президента Ливии не понравились. Но было уже поздно.

-3

Хафтара записали в предатели что чужие, что свои, он лишился какой бы то ни было поддержки. Теме не менее, желая спасти от гибели Родину, он начал ездить по стране в поисках бывших сослуживцев и знакомых. За несколько месяцев генерал сумел собрать небольшую, но боеспособную армию и начал действовать.

В феврале 2014 года Хафтар обратился по телевиденью к ливийским племенам и объявил, что распускает бесполезный Переходный национальный совет, а вместо него будет сформирован Президентский комитет, который будет руководить страной до проведения выборов главы государства из Тобрука.

Тогда Хафтара никто не воспринял всерьез. А через два месяца верные генералу войска начали операцию «Достоинство Ливии». Местные жители, уставшие от трёх лет хаоса, террора и «демократии» встречали войска Хафтара как освободителей. Группировки, попытавшиеся противостоять генералу, были оперативно разгромлены. Без поддержки американских бомбардировщиков они ничего не могли противопоставить регулярной ливийской армии.

-4

Как результат, к 2017-му году Хафтар и его войска, без помощи из вне смогли освободить восточную и центральную части страны, а также ряд прибрежных городов, в том числе и Бенгази. Только тогда, уже имея за спиной серьёзные силы и победы, он решил найти союзников и за границей. На этот раз он решил обратиться не к США, насмотревшись на её «демократию», а к России, недавно спасшей Сирию от уничтожения.

В настоящее время Хафтар и Палата представителей, сформированная на базе Президентского комитета, продолжают полное объединение Ливии, после чего в стране будут проведены парламентские президентские выборы.

Так, две недели назад ливийская армия начала крупномасштабное наступление к южным границам, где засели банды и исламистские группировки из Чада и Нигера. Уже было освобождено несколько крупных посёлков, города Сабха и Морзук, а также военную базу Аль-Вейга. Вчера, 6 февраля, стало известно о взятии по контроль крупнейших нефтяных полей страны в Шараре.

Интересно, что южное наступление идёт практически без боёв. Так, в Шараре вместо охранников нефтевышек солдат Хафтара встретили боевики одной из местных исламистских группировок. Как оказалось, вся охрана ушла из Шарара за несколько дней до этого, так как ей не платили зарплату.

Учитывая тот факт, что в руках теперь в руках Хафтара и нефтеналивные порты Бенгази, и нефтедобывающие предприятия, то с финансами проблем возникнуть не должно, что благотворно отразится на состоянии армии. Тем не менее, его главный оппонент, Правительство национального согласия, всё ещё держится за Триполи. Недавно в городе прошли акции протеста, на которых местные жители требовали передать власть над столицей Палате представителей.

В сложившейся ситуации очевидно, что окончательное воссоединение Ливии – вопрос нескольких месяцев. Но только поддержка России позволит Хафтару легализовать свои успехи на международном уровне, ведь ни США ни Европа не захотят признавать столь сокрушительное поражение в Северной Африке.

-5

Как видно, Ливия – яркий пример для Венесуэлы, и особенно для Хуано Гуайдо. Если в стране начнётся вооружённый конфликт, то он вполне может оказаться на месте генерала Хафтара. Но совсем не факт, что у него хватит мужества признать собственные ошибки и взвалить на свои плечи спасение народа. Как бы то ни было, лучше всего ошибки не совершать вовсе, чем потом пытаться их исправить тем более, когда речь идёт о миллионах человеческих жизней.