Экономический форум, проходивший в середине января в Давосе, породил интересный слух: многие издания писали, что Павел Дуров представит там свою блокчейн-платформу TON. Действительно, с момента сбора средств в 2018, когда он собрал с инвесторов более 1.5 миллиардов долларов, прошло уже приличное количество времени, а ничего рабочего, кроме телеграм-паспорта, не было.
Слух не подтвердился, платформа не была представлена. Тем не менее, как это обычно бывает с проектами Дурова, поползли слухи, скорее всего исходящие от его команды, что TON будет запущен в марте. Далеко не факт, что это 100% информация, но примерно так же было и с изначальными слухами о проекте и сборе средств - вначале Дуров все отрицал, а затем объявил, что собрал деньги. Но нас интересует даже не то, когда это произойдёт, в марте или летом-осенью, а то, как это будет реализовано.
Все ожидают, что основной фишкой TON будет криптовалюта GRAM (возможно у нее будет другое название). Высокая степени анонимности в мессенджере Telegram, и возможности блокчейна могли бы помочь миллионам людей совершать быстрые переводы, в том числе международные, платить за товары и услуги. Разумеется, кроме того, в TON должны быть ещё и смарт-контракты, файловые хранилища, анонимайзеры, но пока это не подтверждено.
Существует одна проблема с использованием нативной криптовалюты TON (пока мы будем звать ее GRAM), это та же проблема, с которой сталкивается любая электронная валюта, не важно, на блокчейне или нет. Ликвидность. Допустим, вы продали кому-то свой старый велосипед. Вам закинули деньги в любой электронной валюте. Что дальше с ними делать? Либо потратить, перекинув еще кому-то за товар или услугу, либо же вывести. И вот тут и начинается самое интересное - у разных электронных валют разная инфраструктура по выводу средств. Где-то вы можете сделать это без проблем, заплатив небольшую комиссию, как в яндекс деньгах. В случае, к примеру, с WebMoney, все уже несколько сложнее - нужно пользоваться обменниками, либо проходить процедуру верификации, предоставляя документы. Такая же ситуация с VK Pay. Такое пользование деньгами довольно неудобно.
Любые электронные деньги, если они хоть как-то претендуют на популярность, должны свободно переводиться в национальные валюты и обратно. Вот почему так важно, что по всему миру ставят Биткойн-автоматы. Но Дурову, похоже, не приходится на это рассчитывать. Все мы знаем про проблемы Телеграма в России, и тут даже не может быть и речи о том, чтобы кто-то позволил свободно конвертировать GRAM, валюту запрещенного мессенжера, в рубли. То есть, Россия уже не участвует в этом празднике жизни. По остальному миру, Павлу также придется приложить грандиозные усилия по налаживанию инфраструктуры вывода GRAM в локальные валюты. Ведь что нужно обычному пользователю? Удобство использования денег. Если юзер не может потратить их в виде токенов, он должен иметь возможность вывести и потратить их в виде обычных фиатных денег. Именно бесшовность опыта пользования и обеспечит удобство и массовость. Если GRAM будет просто токенами в замкнутой экосистеме, то он ничем не будет отличаться от сотен других криптовалют и электронных денег. Вот вы пользовались когда-нибудь VK Pay?
Некоторые издания относятся к проекту Дурова со скептицизмом. Учитывая, что проект децентрализованный, речь о сотрудничестве с властями многих стран скорее всего не идет. А значит, и какого-либо сочувствия у правительств идея TON не встретит. А ведь это и могло бы быть тем преимуществом, которое бы обеспечило проекту лидерство. Иначе нет и смысла предпочитать разработку Дурова старому-доброму Биткойну для платежей, и Эфириуму для платформы со смарт-контрактами. Хотя, признаем, может быть как платформа это и будет популярно - проекты Дурова обычно проработаны с точки зрения поддержки разработчиков. По слухам, до запуска остается уже немного, мы будем держать вас в курсе.