Владельцы дизельных автомобилей часто сталкиваются с необходимостью замены клапана рециркуляции отработанных газов. ЕГР лучше всего удалить, что позволит в последующем решить проблемы с использованием автомобиля.
С каждым годом экологическое законодательство в области автомобилей ужесточается, поэтому автопроизводители, чтобы решить такие проблемы, используют различные приспособления, в том числе ЕГР, который представляет собой клапан рециркуляции отработанных газов. Это приспособление улучшает экологичность мотора, но при этом часто ломается, существенно уменьшая мощность двигателя. Многие автовладельцы рекомендуют удалять клапан ЕГР, что позволяет решить ряд вопросов с эксплуатацией машины.
Что такое ЕГР?
ЕГР - это клапан рециркуляции отработанных газов, который позволяет существенно снизить токсичность автомобилей, позволяя машинам вписываться в строгие европейские нормы экологической безопасности. Существует множество вариантов исполнения ЕГР, такие системы отличаются своим способом дожига газов, а также материалом, из которого сделаны все компоненты клапана.
Принцип работы систем ЕГР одинаков. Через соответствующий клапан раскалённые газы направляются снова в двигатель, где догорают, что позволяет существенно уменьшить токсичность мотора, осаждая тяжёлые металлы и серу. Также с помощью такого клапана удается полностью нейтрализовать оксиды азота, что достигается за счёт понижения температуры горения, являющейся одним из условий образования этого тяжёлого соединения.
Однако подобные приспособления имеют и свою обратную сторону. Они по различным причинам часто выходят из строя, значительно уменьшают показатель мощности двигателя. В России, где экологические законы сегодня не столь суровы, можно с легкостью самостоятельно удалять клапан ЕГР, выполнять соответствующую ремонтную работу и заливать в мозги автомобиля новую прошивку, что позволит двигателю правильно работать, повысит мощность и решит проблемы с надежностью машины.
Почему и как ломается ЕГР?
Принято выделять несколько типичных поломок клапана ЕГР, эксплуатационный ресурс которого обычно не превышает 100000 километров. После такого пробега требуется дорогостоящий ремонт и замена этого сложного узла.
К типичным поломкам клапана ЕГР можно отнести следующее:
1) подсос воздуха;
2) поломка положения датчика;
3) разрыв в системе актуатора;
4) заклинивание механики.
Это самые типичные и распространённые поломки, которые происходят как по причине неправильной эксплуатации автомобиля, так и часто отмечаются в тех случаях, когда качество используемого бензина и дизеля оставляет желать лучшего.
Заклинивание
Любое, даже самое качественное автомобильное топливо, будет содержать небольшое количество сажи, которая после сгорания осаждается в клапане, снижая его подвижность. Приблизительно к 60-70 тысячам километров пробега, в зависимости от качества бензина, клапан теряет свою подвижность, его заклинивает в открытом или закрытом положении. Если ЕГР находится в закрытом положении, то автовладельцу повезло, и выполнять дорогостоящий ремонт в данном случае не требуется.
Если же клапан заклинивает в открытом положении, то сажа и другие продукты сгорания попадают в мотор, что быстро приводит к его выходу из строя. В такой ситуации требуется ремонт клапана, его удаление или замена на новый полностью работоспособный агрегат. В некоторых мастерских предлагают, так называемое, программное удаление клапана ЕГР, когда через специальное программное обеспечение клапан принудительно закрывают, после чего его деактивируют. Однако он физически остаётся на своём месте, что является не лучшим способом удаления ЕГР.
Чаще всего такие проблемы и заклинивание клапана EGR происходит по причине низкого качества топлива и плохого масла. Такие неисправности характерны для дизельных двигателей, владельцам которых требуется удалять не только ЕГР, но и сажевый фильтр. Работа это достаточно дорогая, но, выполнив ее один раз, в последующем можно полностью решить проблемы с использованием автомобиля, увеличив его мощность и избежав серьезных поломок клапанов.
Проблемы с мотором
Проблемы с ЕГР могут отмечаться при различных неисправностях двигателя. Например, при увеличении дымности работы мотора существенно снижается ресурс системы рециркуляции. Из системы наддува может уходить воздух, воздушный фильтр засоряется, протекают форсунки или у мотора закоксованные поршневые кольца. Всё это приводит к различным неполадкам ЕГР, и, в конечном счёте, приходится либо его удалять, либо менять на новую исправную деталь.
Конструктивные особенности
Одной из особенностей ЕГР клапана является возможность его самопроизвольной поломки и полного выхода из строя этого узла. Дело в том, что, уменьшая количество оксидов азота, клапан быстро изнашивается, что приводит к необходимости его замены и удаления. При повышении температуры в моторе существенно увеличивается выработка оксидов азота. Клапан ЕГР снижает температуру газов, количество оксида уменьшается, это хорошо для экологии, но плохо для двигателя.
Именно поэтому, чтобы соблюсти некий компромисс в уменьшении количества оксидов азота и вреда для двигателя, были разработаны улучшенные конструкции ЕГР, что привело к усложнению клапана рециркуляции, который часто стал ломаться и требовать замены. Решить как-либо данную проблему на сегодняшний день невозможно, поэтому автовладельцам требуется мириться с частыми неисправностями этого узла, что приводит к существенному увеличению расходов на эксплуатацию автомобиля.
Неисправности датчиков и актуатора
В редких случаях отмечается так называемый разрыв цепи датчиков и актуаторов, когда происходит несоответствие фактического и номинального положения клапана. В таком случае проводится соответствующая диагностика как программными средствами, так и путем вскрытия мотора. При наличии таких разрывов цепи актуаторов лучшим выходом будет отключение или удаление клапана ЕГР.
Самостоятельно выполнить такую качественную диагностику не представляется возможным. В особенности на современных автомобилях, требуется обращаться в сервис, где мастера с использованием специальных компьютеров или, вскрыв двигатель, смогут протестировать номинальное положение клапана, который должен соответствовать данным из актуатора. При наличии поломок сразу после вскрытия мотора выполняют удаление ЕГР.
В каких случаях проводят удаление ЕГР?
Если по каким-либо причинам клапан ЕГР перестал работать, то ремонтировать этот узел или менять его на оригинальную деталь не стоит. Такая работа обойдётся в заоблачные деньги, при этом нет гарантии, что буквально через 20-30 тысяч километров пробега вновь не придётся вскрывать мотор и проводить замену клапана рециркуляции газов.
Удаление ЕГР может выполняться в рамках чип-тюнинга или при неисправностях этого узла. При возможности автовладельцам рекомендуют всё же физически удалять клапан рециркуляции, а не отключать его софтом. Это позволяет без каких-либо последствий сохранить правильную работу двигателя. Вся работа не слишком дорога, поэтому знакомые с особенностями конкретного двигателя мастера смогут выполнить ее буквально за 2-3 рабочих часа.
Механическая работа и прошивка блока управления
При механическом удаление ЕГР мастер устанавливает специальную заглушку, которая выполняется из жаропрочных материалов, не прогорающих от длительного воздействия раскалённых выхлопных газов. Чаще всего заглушки изготавливают из закаленной стали толщиной в 3 миллиметра. По одинаковой технологии выполняется удаление ЕГР на бензиновых и дизельных агрегатах.
Отдельные модели современных двигателей, которые оснащены турбиной, имеют специальный охладитель, отвечающий за работу клапана. При удалении ЕГР его демонтируют вместе с охладителем, на патрубки которого устанавливают соответствующие заглушки. Чаще всего такие работы проводятся на форсированных двигателях с турбинами, в которых система охлаждения не закольцована, а имеет специальные дополнительные радиаторы.
Одновременно с механическим перекрытием потока раскалённых газов проводится перепрограммирование блока управления двигателем. Необходимо запретить клапану открываться и закрываться. Также потребуется убрать все ошибки по ЕГР, выполнив его программное удаление. Работа эта достаточно сложная, требуется откорректировать данные по различным датчикам, поэтому такой сервис и тюнинг можно доверять лишь специалистам, имеющим большой практический опыт работы.
«За» и «против» удаления
Большинство специалистов рекомендуют уже при первых проблемах с клапаном проводить его механическое удаление и заливать новый софт, отключая его работу и стирая все возможные ошибки по клапану. Работники сервисов официальных дилеров могут уверять автовладельца, что удалять ЕГР клапан не следует. По их мнению, нужно приобретать дорогостоящий узел и проводить его полную замену. Однако независимые специалисты отмечают, что это лишь желание побольше заработать на ремонте двигателя, причём стоимость такой работы может составить 50 000 рублей и более.
Определённые сложности при удалении ЕГР клапана могут возникнуть лишь в том случае, если такая работа проведена специалистами с низкой квалификацией, что часто приводит к серьезным поломкам двигателя. Нередки ситуации, когда мастера устанавливают правильно заглушки, но грамотно работать с софтом они не могут. В итоге, мотор теряет часть своей мощности, появляется детонация и другие проблемы в работе двигателя.
Выводы
Большинство автомобильных специалистов предрекают в скором времени появление других принципиально новых технологий снижения токсичности двигателя, а системы рециркуляции уже практически отжили свое, поэтому вскоре автопроизводители откажутся от ее использования. В особенности в России, где нормы в отношении экологии автомобилей не столь жесткие, ремонтировать или менять такие клапаны экономически не выгодно. Удаляя ЕГР программно или механически, мы, фактически, ничего не потеряем. Нужно лишь помнить о том, что такая работа должна выполняться исключительно профессионалами.