В первой части статьи (её можно прочитать здесь) я рассказывал о начале жизненного пути выдающегося британского политика Уинстона Черчилля вплоть до начала 20-х годов прошлого столетия. Здесь вы можете прочитать окончание статьи.
…...................
В 1920-х годах Черчилль покидает Либеральную партию и возвращается к консерваторам. Неожиданно для самого себя он получает высокую должность в правительстве – Канцлера казначейства (что-то типа министра финансов в других странах).
Черчилль никогда не обладал склонностью к решениям финансовых вопросов, а потому его реформы быстро привели к экономическому спаду и массовой безработице. Всеобщую забастовку 1926 года правительству удалось остановить с большим трудом...
Следующий десяток лет жизни Черчилль практически не занимался политикой, посвятив себя литературным трудам и публицистике. Многие в то время полагали, что как политик Черчилль исчерпал себя. Как оказалось, зря.
В конце 30-х годов прошлого века нацистская Германия восстановилась после поражения в Первой мировой войны и имела самую мощную в Европе армию. Назревала новая война. И многие европейские политики призывали к тому, чтобы удовлетворить всё увеличивающиеся претензии Гитлера.
Черчилль был категорически против такой «политики умиротворения» германского лидера. В 1938 г. Гитлер заявил о своих территориальных претензиях на ту часть Чехословакии, где большинство населения составляли этнические немцы (Судетскую область). В противном случае фюрер пригрозил Чехословакии вооружённым вторжением.
В итоге лидеры Британии, Франции и Италии, опасаясь новой мировой войны, вынудили президента Чехословакии уступить Судетскую область Германии. В итоге Гитлер окончательно убедился в своей безнаказанности, и ряд историков даже считают именно этот момент началом Второй мировой войны.
Черчилль был категорически против таких уступок Гитлеру. И на выступлении в британском парламенте решительно заявил британскому премьер-министру Чемберлену: «У вас был выбор между войной и бесчестьем. Вы выбрали бесчестье, и скоро получите войну».
Слова Черчилля оказались пророческими. Уже меньше, чем через год Германия вторглась в Польшу. Британия и Франция, связанные с Польшей союзническими обязательствами, объявили Германии войну. И пошло-поехало. Всё больше стран ввязывалось в этот конфликт. Вот так и началась Вторая мировая война, в которую в итоге было вовлечено 62 государства (из 73 существовавших к тому времени)...
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
А 10 мая 1940 г., когда Германия вторглась во Францию, Черчилль становится премьер-министром (главой правительства) Британии. В своей первой же речи, произнесённой в Парламенте, он прямо заявил: «Мне нечего предложить своим согражданам, кроме крови, тяжкого труда, пота и слёз».
И действительно, крови, пота и слёз британский народ в дальнейшем хлебнул предостаточно (хотя, думается, в сотни и тысячи раз меньше, чем советский народ). Меньше чем за месяц британская и французская армии были разбиты. Над Англией нависла реальная угроза вторжения немецкой армии. И 4 июня 1940 г. Черчилль выступил в британском Парламенте со своей речью, которая вошла в историю. Её окончание стоит процитировать:
«Мы не сдадимся и не проиграем. Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться в воздухе, мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена. Мы будем драться на побережьях, мы будем драться в портах, на суше, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах. Мы никогда не сдадимся и даже, если так случится, во что я ни на мгновение не верю, тогда наша Империя за морем будет продолжать сражение...»
Для страны, находящейся в состоянии войны с сильнейшим в Европе противником, Черчилль был идеальным премьер-министром. Жёстким, бескомпромиссным, не боящимся взять на себя ответственность. Популярность его среди британцев была необычайно высока – во время войны его действия поддерживало более 80% населения, что позволило мобилизовать страну на борьбу с врагом.
Черчилль всегда был очень прагматичным человеком. Он с лёгкостью переходил из одной политической партии в другую и обратно, если считал, что это принесёт ему определённые преференции. И не считал это зазорным. В своем капитальном труде «История Второй мировой войны» Черчилль прямо писал, что с начала Второй мировой войны он впервые вздохнул свободно, когда узнал, что Гитлер напал на Соетский Союз.
Черчилль никогда не скрывал своей ненависти к коммунистам. Именно он в 1917 г. наиболее последовательно из всех британских политиков требовал от своего правительства «задушить большевизм в колыбели». Но как только его страна оказалась на краю пропасти и появилась возможность установить союзнические отношения с СССР, он не преминул ею воспользоваться.
«Нет человека, – говорил он, – который был бы бóльшим антикоммунистом чем я. Всё, что я говорил о коммунизме остаётся в силе. Но теперь, когда Советский народ борется с Гитлером, я делаюсь союзником Советского Союза». Черчилль не раз говорил, что он готов заключить союз с самим дьяволом, если этот союз будет направлен против Гитлера. Нетрудно догадаться, кого он имел в виду в роли дьявола...
Сталин, находясь в тяжелейшем положении, не раз просил Черчилля об открытии «второго фронта» в Европе. Последний в течение трёх лет с виртуозностью прожжённого политика неизменно уклонялся. Черчилль предпочитал, чтобы в войне погибло как можно больше русских, и как можно меньше англичан. Впрочем, судить его за это не берусь. На его месте я, возможно, поступил бы точно также...
Более того, не успела ещё отгреметь Вторая мировая война, а Черчилль отдал приказ о разработке плана «Немыслимое» («Unthinkable»). Его цель – война Британии, Франции и США с Советским Союзом летом 1945 года! Помимо этого, из числа пленных немцев для войны с СССР планировалось создать армию в составе около 10-12 дивизий! Для этого трофейное немецкое оружие не уничтожалось, а хранилось на тайных складах.
Британский Генеральный штаб проанализировал ситуацию и сделал вывод – Советский Союз слишком силён, чтобы проявлять против него агрессию. У Черчилля хватило здравого смысла прислушаться к мнению военных. Иначе, вполне возможно, что Третья мировая война началась бы уже в то время, когда ещё не закончилась Вторая...
ЗАКАТ КАРЬЕРЫ
Май 1945 года. Нацистская Германия пала и подписала капитуляцию. В Британии сразу же после этого состоялись парламентские выборы. И, к удивлению многих, Черчилль их поиграл. Во время войны он властной и жёсткой рукой управлял страной, и в конце-концов привёл её к победе. Но после этого Черчилль не представлял, что следует делать дальше. И не имел никакой более-менее реальной программы восстановления страны и возвращения её к мирной жизни.
Его супруга Клементина вспоминала: «Уинстон ничего не знал о жизни простых людей. Он ни разу в жизни не ездил в автобусе и лишь один раз был в метро».
Британский король Георг VI хотел наградить его Орденом Подвязки (высшей наградой страны), но расстроенный Черчилль отказался, с горечью заметив, что он уже получил от своего народа орден под названием «Пинок под зад». Впрочем, в 1952 г., будучи вновь избранным премьер-министром, он принял этот орден. (Об истории Ордена Подвязки можно прочитать здесь).
Уйдя в отставку с поста премьер-министра, Черчилль не ушёл из политики. В марте 1946 г., находясь в американском городке Фултон, он произнёс вошедшую в историю речь, которую многие считают точкой отсчёта холодной войны между Западом и СССР. Кстати, именно в этой речи впервые прозвучала фраза «железный занавес», которая впоследствии прочно вошла в оборот западных политиков.
Неприятие коммунизма Черчиллем и упоминаемая выше «жажда крови» вновь дали о себе знать...
И в 1951 году, на мутной волне им же запущенной холодной войны, Черчилль вновь избирается премьер-министром. Но это был уже не прежний Черчилль. К тому времени ему уже исполнилось 76 лет. Да и постоянное употребление алкоголя, непрерывное курение, излишний вес и малоподвижный образ жизни здоровья не прибавляли. Так что, к моменту своего второго премьерства, Черчилль имел уже целый букет прогрессирующих болезней.
Находясь на посту премьер-министра, он перенёс несколько инсультов, плохо слышал и видел, с трудом передвигался. Фактически, свои обязанности главы государства он в то время самостоятельно исполнять уже не мог. Но уходить со своего поста отказывался наотрез.
Очень часто можно услышать, что лидеры Советского государства, даже находясь в полу маразматическом состоянии, из последних сил цеплялись за власть. Спорить не буду – что было, то было. Но ведь и Черчилль в этом отношении мало чем от них отличался...
Трудно сказать – по своей ли воле, или по настоянию своего окружения, но в 1955 г. Черчилль всё же подал в отставку. Последние 10 лет жизни он медленно и тяжело угасал. К 1960 году он уже не мог связно выразить свои мысли, (да и вообще говорил так, что его трудно было понять), не узнавал даже близких друзей.
Агония продлилась ещё 5 лет. Уинстон Леонард Спенсер Черчилль ушёл из жизни 24 января 1965 г. в возрасте 90 лет в результате очередного инсульта. Проводить его в последний путь пришла едва ли не вся страна. Вместе с ним ушла в прошлое и Британская империя, которой он всю свою жизнь служил верой и правдой. И «последним солдатом» которой Уинстон Черчилль называл себя в конце своего жизненного пути...
….........................................
Все изображения по теме статьи взяты из: https://yandex.ru/images/
..........………………………..