Во Владимирский области возбудили очередное дело за картинку с нацистской символикой во «ВКонтакте»
В отношении жительницы Кольчугино возбудили административное дело по статье «Публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики» (ст. 20.3 КоАП РФ). Как сообщает областная прокуратура, женщина разместила на своей странице во «ВКонтакте» фотоматериалы, сходные с запрещенной символикой.
Подозрения правоохранителей подтвердило экспертное исследование. Правонарушительнице грозит штраф от одной до двух тысяч рублей либо административный арест на срок до 15 суток. В обоих случаях предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения.
Это не первый случай во Владимирской области, когда граждан обвиняют в экстремизме или же в пропаганде нацизма за посты в соцсетях. В январе 2018 года расследовалось уголовное дело по факту публикации владимирской активистки штаба Навального Виктории Лобовой. Она разместила во «ВКонтакте» репродукцию запрещенной картины Васи Ложкина «Великая прекрасная Россия» (авторское название «Шестая часть суши»). Позже Лобова получила трое суток административного ареста за пост с коллажем, на котором президент России одет в немецкую военную форму времен Второй мировой войны.
Чтобы не стать случайным распространителем «запрещенной информации» в интернете, следует сверяться с Федеральным списком экстремистских материалов. Сложность в том, что он включает в себя 4828 пунктов и постоянно пополняется, а искать спорную песню или картинку порой непросто — по описаниям и цифровым обозначениям не всегда понятно, о чем идет речь в списке.
Большое число дел по «антиэкстремистской статье» 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), а также по ст. 20.3 КоАП РФ связано с тем, что правоохранители зачастую не учитывают контекст публикации. Тем не менее лучше оставить осуждающий комментарий к размещенной картинке или песне, чем не сделать этого.
«Верховный суд РФ указывал на то, что суды, вынося решения об экстремистских публикациях в интернете, должны принимать в расчет контекст публикации, а если речь идет о репосте — оценку публикатором материала, который он републиковал. Но это не всегда делается. Если человек републикует какую-то информацию, которую оценивает критически, то ему стоит подстраховаться — написать, что он сам об этом думает. Хотя, как показывает практика, это не гарантирует безопасности.
Стоит еще отдельно отметить, что есть случаи, когда контекст не учитывается вовсе. Существует статья 20.3 КоАП РФ о публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики, которую сейчас очень часто применяют к активистам. Есть известная серия демотиваторов, критикующих российские власти, в которых нацистская символика используется как некое средство обличения российской политики, проводятся параллели между ней и политикой Третьего рейха. Понятно, что на таких картинках фигурирует свастика.
При этом в таких публикациях нет никакого пропагандистского умысла, наоборот, человек негативно относится к нацизму и поэтому использует свастику как средство обличения оппонента. Но согласно существующему российскому законодательству, демонстрация свастики запрещена в любом контексте, поэтому наказание неизбежно. Известны, к примеру, случаи, когда штрафовали за публикацию исторических фотографий, на которых фигурировала свастика. Правоприменение, впрочем, точечно — фильмы о Второй мировой на российском телевидении все же показывают», — рассказала медиапроекту SALT.ZONE руководитель отдела «Неправомерный антиэкстремизм» центра «Сова» Мария Кравченко.
Следует отметить, что по инициативе Владимира Путина статья 282 УК РФ была частично декриминализирована: теперь первое нарушение будет рассматриваться по административному кодексу. В случае же, если гражданин повторно запостит «экстремистский» материал, ему будет грозить уголовная ответственность.
Впрочем, эксперты считают, что смягчение никак не поможет пользователям, поскольку штамповать административные дела проще уголовных.
«Единственное решение проблемы с возбуждением дел за репосты и лайки — полная отмена статей 280, 282 и 205.2 УК РФ. Наказаний за слова в принципе не должно быть. Перенос этих статей в КоАП, как мне кажется, только ухудшит ситуацию. Сейчас власти вынуждены действовать в рамках Уголовно-процессуального кодекса — это более сложный процесс, труднее привлечь человека к ответственности, там свои права защиты и стандарты наказания. Таких дел становится все больше и больше, но набегает где-то сотня в год. А если статьи перейдут в категорию административных правонарушений, то будет действовать упрощенная процедура, такие дела появятся тысячами», — отметил правовой аналитик Международной правозащитной группы «Агоры» Дамир Гайнутдинов.