Настя Макарова — мама троих детей, редактор блога компании «Спидрент» и руководитель кукольного театра «Облачко в штанах». В интервью Настя поделилась, как успевает заниматься делами и почему детям нужно рассказывать про их права.
Как ты успеваешь заниматься воспитанием троих детей, при этом работать и руководить кукольным театром?
Кроме фриланса и кукольного театра у меня много других проектов. Я с трудом успеваю все это делать. Но есть ночь, дневной сон, школа и детский сад. И есть люди, которые могут помочь.
А ещё с наличием троих детей появляется уникальная способность планировать время.
Какие инструменты и техники ты используешь для планирования?
Я люблю составлять списки. Раз в неделю я записываю все дела, которые мне нужно сделать. Выделяю самые важные, которые нужно сделать в первую очередь. Когда решаю, чем заниматься, сверяюсь со списком. Выполненные дела вычеркиваю.
Иногда я и на день записываю, особенно если в этот день нужно сделать много разного. Если удается сделать процентов 40 из того, что я себе запланировала, это успех.
Есть еще один лайфхак: не запариваться по пустякам.
Как понять, что является пустяком, а что критично?
Вот признаки критических моментов, когда нужно срочно принять меры: если появилась кровь, если ребенок очень сильно кричит или если его поведение мешает другим людям.
А если он втихаря пожирает порошок для чистки унитаза?
Надо убирать порошок, чтобы ребенок не мог его достать. Всё, что несет смертельную опасность, должно быть убрано из поля зрения детей.
Первому ребенку я уделяла все свое время, и это было тяжело. Что ты посоветуешь родителям, чтобы не зацикливаться на ребенке?
Об этом есть хороший анекдот:
Первый ребенок: всё кипятили и стерилизовали.
Второй ребенок: иногда стирали и следили, чтобы ребенок не ел из кошачьей миски.
Третий ребенок: если съел кошачий корм — это проблемы кота.
И лучше уже ничего придумать нельзя.
Неужели нет никакого другого способа расслабиться и получать удовольствие от материнства, кроме как родить ещё двоих?
Думаю, что нет. Это вопрос опыта, а не предпочтений. На третьего ребенка обращаешь меньше внимания не потому, что ты так классно прокачалась, а потому что у тебя есть еще двое детей и мало времени, чтобы заниматься с каждым.
Когда у тебя один ребенок, вокруг него вся вселенная. Нет других развлечений, кроме как ходить все время за ним. А если у тебя есть другие дети, ты должен выучить уроки с одним, почитать со вторым, и третьему уже сильно повезло, что на него обратили внимание.
С первым ребенком мама находится в единении. И вот рождается второй. Теперь первому приходится делить мамино внимание с другим.
Да, первому ребенку сложно это принять. Но приходится смириться, и для него это первые уроки жизни.
Я считаю, полезно расти в семье, где ты не единственный ребенок: ты раньше начинаешь понимать, что все идет не так, как тебе нравится. Нужно с чем-то мириться, с кем-то делиться, за что-то бороться.
Если ребенок единственный, ему будет сложнее адаптироваться к реальным условиям жизни.
Какие проекты у тебя есть, кроме работы, театра и детей?
Я преподаю детскую йогу. Занятия провожу раз в неделю. Примерно раз в месяц мы проводим музыкальные утренники — концерты для мам с детьми. А для взрослых раз в полгода делаем поэтический турнир. Для одноклассников старшего сына организуем экскурсии.
Что такое музыкальные утренники?
Это концерты, на которых дети не должны сидеть неподвижно вместе со взрослыми, а могут свободно передвигаться и при этом слушать живую музыку, общаться с музыкантами.
Расскажи, как тебе пришла в голову эта идея.
Видела такой проект в другом городе и захотела сделать что-то подобное у себя.
С маленькими детьми бывает сложно прийти и послушать живую музыку. Хотелось, чтобы у детей была возможность познакомиться с разными музыкальными стилями, инструментами и исполнителями. И провести это все в неформальной обстановке, чтоб никто на них не шикал.
Какая главная польза утренников?
Через эти мероприятия перезнакомилось большое количество людей. Многие мамы, которые интересуются развитием своих детей, объединились благодаря утренникам и стали организовывать свои проекты.
А детям полезно слушать живую музыку и воспринимать искусство, это, по-моему, аксиома.
Ты разрешаешь своим детям принимать самостоятельные решения и выражать свое мнение?
Я не всегда это делаю. Например, ребенок решает бросить музыкалку, но у него может быть просто плохое настроение, он не выучил урок или просто голодный. Нужно разобраться, почему он так решил. Иногда можно понять, что причина глубокая, и ему это вообще ему не нужно.
Есть вещи, в которых я могу позволить ребенку самому решить, как поступать. Для него это будет важным сигналом о том, что у него есть своя воля и сфера ответственности.
Приведи примеры таких решений.
Он может выбрать, что мы будем есть в кафе, какую книгу возьмет в библиотеке. Может выбрать, идти или не идти ему в гости.
Но он не может решить, учить или не учить уроки сегодня.
А что делать, если он отказывается их учить?
Я говорю: «Хорошо. Ты не хочешь сейчас учить уроки. Подумай, чем это закончится. Ты, конечно, можешь их не учить, но завтра ты будешь нервничать в школе и, возможно, получишь двойку. Подумай, нужно это тебе или нет».
После этого он соглашается, что уроки учить нужно?
Пока соглашается. Не знаю, как будет дальше. Но мы это практикуем с самого детства, так что подобные разговоры обычно приводят к нужному результату.
Если же начать вдруг так разговаривать, после того как ты все разрешал ребенку, он уже не сможет войти в рамки — он привыкнет ко вседозволенности.
А что если просто сказать: «Ты не имеешь права пока это решать, а решает здесь за тебя взрослый»?
Я стараюсь в разговоре с ребенком избегать слов «должен», «обязан», «не имеешь права». Есть конвенция о правах ребенка. Если ты родил ребенка, ты не только даешь ему обязанности, но и учишь пользоваться своими правами, чтобы в будущем ему ни в школе, ни на работе никто не мог сказать: «Ты не имеешь права».
Если ребенок привыкнет к тому, что не имеет каких-то прав, ему будет сложно потом возразить тем, кто лишает его прав в другом месте. Нужно говорить ребенку, что он имеет право, но должен подумать и об ответственности за свои поступки.
Наверное, в том, что у тебя такие взгляды, есть заслуга твоих родителей?
Мне повезло с родителями. В семье считали, что я самая умная и мне надо доверять. Мне никогда не говорили: «Ты этого не будешь делать, и всё». Когда я захотела прыгать с парашютом — мне сказали: «Иди». Разрешали пробовать всё, что я хочу.
Но при этом были объективные ограничения: финансовые, например. Меня не стали водить на гимнастику, потому что просто некому было возить.
Может быть, это было не от осознанности, а от того, что им просто было некогда со мной заниматься. Это, конечно, довольно скользкий путь — ребенок может заняться чем-то опасным. Но мне повезло.
На многие мероприятия, даже взрослые, ты часто берешь с собой детей. Это лучше, чем оставлять их с бабушками дома?
Есть проекты, на которые можно брать детей. Если ребенку будет там чем заняться или он может быть полезен, то лучше его взять.
А если он будет неприкаянно шататься среди взрослых и чувствовать дискомфорт, то лучше не надо. Иначе ты все время будешь говорить: «Отойди, не мешай».
Хотят ли дети быть полезными или они просто потребители, как иногда про них думают?
У всех детей есть потребность быть полезными. Просто взрослые ее быстро убивают. Например те, кто из любви хочет дать детям всё. Они дают, дают и ничего не просят взамен.
Даже самый маленький ребенок жаждет быть полезным. Он может, например, принести тапочки. Это шутка, но правда в том, что, нужно давать ребенку сделать всё, что он уже может. И даже чуть больше.
Современные дети очень рано начинают самостоятельно осваивать какие-то умения: пекут торты на заказ, становятся репетиторами или дизайнерами.
Это очень радует. Сейчас нет никаких ограничений и дети могут реализовать себя раньше, чем они вырастут, окончат институт.
Я всегда стараюсь своим детям подсовывать статьи с такими примерами.
Что ты посоветуешь родителям, чтобы их дети тоже стали успешными?
Думаю, есть три кита. Во-первых, показывать своим примером. Если папа музыкант, то с большой вероятностью его ребенок в пять лет возьмет гитару.
Во-вторых, нужно поощрять все активности ребенка. Нужно позволять пробовать и вовремя помочь освоить понравившееся дело.
И в-третьих, нужно предлагать ребенку что-то сделать. Он может этого не хотеть, но вдруг заинтересоваться тем, что ты ему предложишь.
А как вы относитесь к свободе и ограничениям? Что позволяете и запрещаете детям? Делитесь мыслями в комментариях.