Найти тему
Mankind

Харли-Дэвидсон

Уильям С. Харли (1880-1943) и Артур Дэвидсон (1881-1950)
Американские инженер-предприниматель и предприниматель. Строили велосипед с мотором, а положили начало мотоциклетной империи, поставившей бунтарство на исключительно коммерческие рельсы.

Уильям Харли родился в семье английских эмигрантов, приехавших в Милуоки, США, в середине XIX века. Отец — Уильям Харли старший был инженером железнодорожником. Так что, можно сказать что сын в некотором роде продолжил отцовское дело. Артур Дэвидсон был таким же сыном эмигрантов. Его родители приехали в Штаты из Шотландии.

В 15 лет Харли младший устроился работать на фабрику Meiselbach, производившую велосипеды. Там же работал его друг детства — Артур Дэвидсон. В 1901 году, став чертежником в Barth Mfg. Co Уильям начал разрабатывать двигатель, который можно было бы установить на велосипед. Вместе с Артуром они экспериментировали с бензиновыми силовыми агрегатами, стараясь сделать их максимально компактными и достаточно мощными. В сарае у знакомого Харли и Дэвидсон разработали первый двигатель для велосипеда, объемом всего 115 кубических сантиметров. 

Эксперименты продолжались до того момента, пока Уильям, первым в своей семье, не уехал учиться в колледж. По возвращении опытный чертежник Харли и его закадычный друг снова взялись за воплощение своего инженерного замысла — велосипеда с мотором. Чтобы проект состоялся, молодые люди обратились к старшим братьям Артура —Уолтеру, который работал машинистом, и Уильяму — начальнику мастерской. В 1903 году четверо мужчин основали, теперь уже в сарае на заднем дворе Дэвидсонов, Harley-Davidson Motor Company. В том же году они построили три велосипеда, один из них укомплектовали тем самым «стокубовым» движком. Однако агрегат оказался слишком слаб, и работу над этой моделью прекратили.

-2

В 1904 году был построен первый мотоцикл. К 1906 году задний двор Дэвидсонов перестал вмещать производства и братья вложились в строительство фабрики, которая выпускала уже 50 мотоциклов в год. В 1907 году Уильям Харли окончил Висконсинский университет в Мэдисоне, где получил степень в области машиностроения. К 1909 году совместное предприятие Харли и Дэвидсонов разрослось еще, и теперь компания выпускала уже тысячу байков. В это же время произошло, пожалуй, одно из главных событий мотоиндустрии — Харли и Дэвидсон собрали V-образный двухцилиндровый двигатель V-Twin. 

Предприимчивый Артур Дэвидсон решил что для дальнейшего роста надо сделать ставку на госконтракты. Он предложил почтовой службе США пересесть с велосипедов на мотоциклы, и к 1914 году почтальонам было поставлено 4800 штук. И в Первую, и во Вторую мировые войны Harley-Davidson Motor Company производила мотоциклы для военных нужд. И если ранние модели известны разве что узкому кругу коллекционеров, то тяжелый Harley-Davidson WLA 42 стал, своего рода, легендой — кстати, эту модель во время Второй Мировой поставляли в СССР по ленд-лизу. Мощный и функциональный байк объединил в себе все то, что полюбят в мотоциклах сначала бродяги послевоенных лет, уличные банды, а потом клерки и матери семейств.

Harley-Davidson WLA 42
Harley-Davidson WLA 42

В 1910 году Уильям Харли женился на Анне Джечтубер, в семье родились трое детей. В свободное от работы время он увлекался рисованием, охотой, рыбалкой и игрой в гольф. Вплоть до смерти от сердечной недостаточности в 1943 году Уильям Харли занимал пост главного инженера Harley-Davidson Motor Company. Артур Дэвидсон также был женат и имел троих детей. В последние годы жизни отошел от дел и посвятил себя благотворительности. Он погиб в автокатастрофе в 1950-м, в возрасте 69 лет. В 1998 году Харли и Дэвидсона ввели в зал славы мотоцикла.

Автор Ксения Золотарева