Большинству рожденных на Рано Рараку изваяний предстоял путь к назначенным для них местам – как бы далеко это место не находилось.
На карте внизу обозначены достаточно надежно выявленные археологами трассы, по которым происходило передвижение готовых изваяний. Скорее всего успешно и не очень успешно пройденных в древности дорог было больше. А иначе каким образом с десяток моаи очутились посреди острова, а также на северо-восточных, дальних южных и северо-западных берегах острова? В том числе 9,79-метровый 42 тонный Паро на своем пьедестале Те Пито Кура в 5,4 километрах от Рано Рараку? Да и полукилометровой высоты вулкан Теревака надо было все-таки как-то обогнуть, к западу и к югу от него на карте у ученых явно не хватает замыкающих фрагментов дорог.
Многие из них, похоже, просто не требовали особого обустройства и поэтому не могут быть сейчас обнаружены. Не исключено, что ваятелям было вполне достаточно любых более-менее ровных (без подъемов/спусков под углом больше примерно 5 градусов) поверхностей районов «равнина» и «пьедесталы», надо было только убрать с пути наиболее мешающие камни. Но мало ли по каким причинам и кем всё здесь снова оказалось замусоренным этим вездесущим здешним материалом.
Небольшая часть моаи было изготовлено не в «колыбели изваяний», т.е. не из продуктивных туфовых горизонтов Рано Рараку. Некоторые из них вообще сделаны из других видов камня: из трахеита – 22 шт, из красного вулканического шлака – 17 шт, из базальта – 10 шт, из серого вулканического шлака – 2 шт, на полуострове Поике, из местных камней – 2 шт.
Всего вне этой главной каменоломни находится 493 моаи из 887, обнаруженных на острове на сегодняшний день (т.е. 55,6%). В древности изваяний было несколько больше, и если не считать пленников музейных экспозиций, бесследно исчезли именно крупные монументы. Но мистика здесь ни при чем. Рассказывают о двух стоявших на самых кромках береговых скал пьедесталах-аху со статуями , которые в конце концов рухнули в не согласившийся с их присутствием вечный прибой. На одном из этих аху стояло, по слухам, 16 моаи – больше, чем даже на аху Тонгарики.
Судя по локальным раскопкам Чарлза Лава ширина выровненных древними островитянами дорог, ведущих в южном направлении от Рано Рараку, была не 3 метра, как сейчас, а около 5 метров. Для церемониальных шествий местных жрецов и для любого «санного» волочения статуй это – совершенно не нужная роскошь. Отдельные участки снабжены чем-то вроде каменного «бордюра», а там где его нет (в т.ч., очень часто - на наклонных участках), по сторонам выровненной стесыванием или подсыпкой каменной трассы выдолблены многочисленные ямы в том же камне.
Авторы почти всех "транспортировочных" гипотез прямо или подспудно предполагают (иначе их идеи, предназначающееся для идеализированных тепличных условий, просто неработоспособны), что покрытия дорог для моаи были горизонтальными, прямыми и ровными. Раскопы же дают удручающую картину: не годятся они для ни для каких-нибудь саней, ни для каких бы то ни было катков. Не горизонтальны, не прямолинейны – это куда ни шло, с этим хоть как-то удавалось бы справляться. Но их верхняя поверхность не является ровной, как это более или менее всегда бывает у любых привычных нам транспортных трасс. По ним явно ничего серьезного не возили и не волокли, это невозможно просто физически .
Не всем созданиям древних каменотесов удалось преодолеть предстоящий после рождения путь. Из 493 моаи до района «пьедесталы», до довольно высоких прибрежных (а также до тех, что не у берега) аху, добрался только 401.
А 92 так и остались лежать на полпути, причем примерно половина из них по каким-то непонятным причинам – не из-за труднообъяснимых типичных переломов шеи и торса на уровне груди. Эти брошенные моаи совершенно целы.
- - -
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.