Столь большие здания, как храмы и церкви, должны быть кем-то спроектированы. Обычные деревенские мужики от балды не построят такую кирпичную конструкцию с куполом, арками, сводами, распорками - да ещё богато украшенную рельефами. Архитектор должен знать свойства материалов, какую делать толщину стен и заглубление фундамента, какого размера и кривизны должны быть купола и арки, что бы не рухнули, как распределить нагрузки от купола - и много чего ещё. Понятно дело, что обычный сельский строитель, который возводил деревянные жилые дома, такими знаниями не обладает.
Мало того, здания церквей снаружи могут быть обильно украшены рельефными узорами. Которые делались кладкой кирпичей. Это тоже непросто, современные строители вообще не заморачиваются выступающими узорами, они кладут ровные гладкие стенки без украшений.
Вы много видели современных домов с кирпичным рельефом? Да и вообще, с каким-нибудь рельефом? Таких очень мало. Потому что мало кто думает про внешний вид и красоту. Главное - что бы было функционально. Однако раньше почему-то старались сделать красиво, несмотря на то, что это отнимет больше материалов, времени и труда. Ну тупые, что же с них взять.
Вы сами подумайте, каким образом надо было выкладывать все эти замысловатые узоры? Здесь каждый ряд кирпича отличается от нижнего и верхнего. А с внутренней стороны идут своды и арки. Получается, что у каменщиков должен быть подробный план каждого ряда кладки. Иначе такой красоты и прочности не достигнуть. Если и соблюдут узор, то перевязка не получится, надо будет колоть кирпичи пополам, что бы заполнить пустоты.
Поэтому в современности никто не делает выступающий объёмный узор из кирпичей - очень сложно. На что хватает современных строителей - это выложить узоры другим по цвету кирпичом. Выкладывать сложные объёмные узоры редко кто отваживается, потому что слишком сложно. Но предки такое делали! И довольно часто. Кто умнее, мы, не умеющие считать без калькулятора, и живущие в плоских однообразных коробках, или они, возводившие сложнейшие и красивые архитектурные конструкции?
Где огромные кипы планов с прорисовкой каждого ряда кладки? На один среднего размера храм нужны сотни листов. А сколько этих храмов у нас по стране? Сколько ещё красивых сложных жилых и общественных зданий с выступающими кирпичными узорами? Архивы должны быть забиты ворохами этих порядных планов для каменщиков. Потому что разработать такую кладку даже для одного храма - огромная работа. Уж расчертил зодчий всё один раз - вот готовый проект, его можно повторить в другом месте. Однако полностью похожих церквей очень мало.
Я побывал в нескольких сотнях церквей, и скажу, что одинаковых нет. Есть похожие. Но они отличаются в размерах, пропорциях, деталях. Здесь чуть выше, там чуть шире, там побольше, здесь поуже. Однако такие вольности с проектом могут дорого обойтись. Чуть увеличите диаметр купола, но из-за неправильного сопряжения он просто рухнет. Чуть подвинете стенки - и здание расползётся из-за нерасчитанной нагрузки. Сделаете окна побольше - треснет стенка. Ещё раз повторю, что здание с куполом и сводчатыми потолками - это очень сложная инженерная конструкция, а не обычная коробка частного жилого дома, где можно метр сюда, метр туда.
Кирпичная кладка в разных храмах, особенно места сопряжения арок и стен. Когда исследуешь обвалившиеся развалины, это хорошо заметно. В одних церквях сопряжение сделано одним способом, в других - другим, в третьих - иным. Не похоже всё это многообразие на типовой проект. Что такое типовой проект и как он выглядит - мы все знаем, хрущёвок в нашей стране понаклёпано великое множество. Которые уже разваливаются.
Однако многие огромные церкви стоят по век и более, причём в годы советской власти вообще без кровли, без ремонта. Вот как рассчитывали и строили здания наши тёмные необразованные предки.
Но вы скажете, что есть старые дореволюционные каталоги церквей и храмов. Где имеются планы и чертежи.
Верно, но это общий чертёж. По которому невозможно построить такое сложное здание, как храм с куполом. В современности проектная документация на одноэтажный частный жилой дом занимает от 50 до 150 листов. Пожалуйста, пример.
Для большой церкви должны быть сотни листов с планами и схемами. Иначе ни один каменщик ничего не сможет построить. Без порядного плана кладки невозможно выложить красивый одинаковый кирпичный рельеф с разных сторон здания. Из головы так не сделаешь. Не говоря про то, что заказчик желает представлять конечный результат до начала постройки.
На большие храмы, типа Исаакиевского собора или Храма Христа-Спасителя в Москве должны быть тысячи листов документации. Где они? Можно предположить, что большевики выкинули всю эту макулатуру, как пережиток прошлого.
Но почему тогда историки с упоением цитируют всякие старые накладные, что на ремонт церкви в 18 веке ушло столько-то досок, столько-то вёдер извёстки и столько-то гвоздей. Это большевики не уничтожили. Хотя тоже про церкви. А следов проектной документации - не найдёшь. Куда всё исчезло? Понятно, что бумага не вечна, дома сгорают, происходят наводнения и революции. Но при массовом строительстве церквей и храмов в 19 веке, когда бумаги производилось достаточно и всё документировалось - это очень странно.
Вы можете сказать, что проектная документация сталинских зданий тоже на каждом углу не валяется. Верно, бумаги хранятся в архивах. И при необходимости достаются. Очевидно, что в Российской империи тоже имелся подобный строительный архив, и не один. Весьма накладно гонять за планом храма из Сибири в Москву. Проще иметь местный архив на губернию. Но теперь этих строительных планов либо нет, либо доступ к ним сильно ограничен.
В наше время многие церкви и храмы ремонтируют и реставрируют. Строители делают это либо вообще без плана, либо архитекторы сначала делают обмеры здания. В лучшем случае найдут старые общие чертежи. Но проектной документации на строительство почему-то не обнаруживается. Или нам её не хотят показывать.
Неужели в проектной строительной документации на храмы и церкви было написано нечто такое, что не совпадает с нынешними представлениями о назначении этих сооружений? Пометки на планах или размеры, выдающие истинное предназначение якобы культовых зданий? Которые глуповатые набожные предки возводили, что бы свечку поставить и на иконы посмотреть. Или на планах обнаружатся нижние подземные этажи, которые точно подвалами не были? Или храмы строили бригады мастеров, которые не допускали утёчку знаний их гильдейского дела?
Отсутствие проектной документации на множество культовых зданий говорит о том, что реальное прошлое отличалось от той картинки, какую нам рисует современная история и религия.
Если понравилось, подписывайтесь на канал Познавательное ТВ и жмите палец вверх.
Артём Войтенков