В годы Великого голода, в 1845-1849-х годах, сотни тысяч ирландцев отправились за лучшей долей за океан, в Америку и Канаду. Прибыв в Америку на “плавучих гробах”, истощенные, без гроша за душой, сыновья и дочери Зеленого острова тут же начинали поиск работы и съемного угла.
Приток мигрантов, в первое время согласных работать за любые деньги, сильно повлиял на зарплаты в штатах Восточного побережья США. В 1830-х годах неквалифицированные рабочие зарабатывали, в среднем, 1-1,25 доллара в день. Ирландцы, готовые работать за любые деньги, лишь бы прокормить семью, “уронили” дневные зарплаты неквалифицированных рабочих до $0,75 к 1850 году. Женщины, работали с меньшими ставками, в 70-75% от ставки мужчин, а дети зарабатывали лишь половину от ставки взрослых, за те же самые часы работы.
Зарплаты снизились, количество работы — нет. Бегство ирландцев от голода совпало с бурным ростом американской экономики, который (почти) не прервала даже Гражданская война. Растущая экономика требовала новых железных дорог и водных каналов — и на их строительстве работали, травмировались и погибали многие ирландцы.
Пачка Беломора
В первые 5-10 лет после прибытия ирландцы брались за любую работу — лишь бы хватило на питание семьи и съем комнаты или угла. Ирландские мужчины прокладывали канализацию, рыли фундаменты, мостили улицы и разгружали корабли в доках. Прошлый опыт работы в Ирландии, в деревне, стал хорошим подспорьем — силы и выносливости у мигрантов хватало. В одной из газет 1850-х годос иронизировали над тем, что: “Америка требует для своего развития неисчерпаемый фонд физической энергии — и Ирландия поставляет большую ее часть. В [промышленной] структуре нашей Республики три ключевых источника созидания — водная энергия, энергия пара и энергия ирландцев. Последнюю мы используем больше всех”.
Худшей работы, чем прокладка новых и поддержание в рабочем состоянии действующих водных каналов, в середине девятнадцатого века стоило еще поискать. Но для каналов всегда требовались рабочие руки — и ирландцам выбирать не приходилось.
Рабочий “день” на строительстве каналов длился двенадцать-пятнадцать часов. Рабочие, если строительство не шло рядом с городом, жили во времянках, лачугах и землянках вдоль канала. Затоваривались и питались “на месте”, в магазинах и кухнях подрядчиков, в счет зарплаты. А в город, к семьям, ирландские мужчиныы возвращались только по воскресеньям. Или не возвращались вовсе, отправляя чек и оставаясь “урвать” дополнительный оплачиваемый день.
Семьи большинство рабочих предпочитали держать подальше: жизнь в бардаке и убожестве рабочих поселков ни детям, ни женам на пользу не пошла бы.
Бардака и убожества добавлял виски. Часть зарплаты подрядчики выдавали зеленым змием — и многие рабочие, чтобы выдержать 70-90 часовую неделю, закладывали за воротник. А где закладывание, там и драки, поножовщина, инвалидность и каторга.
Работа на каналах была и тяжелой, и опасной для жизни. Строительство каналов часто финансировали по сложным комплексным схемам, в которых участвовали и власти городов и штатов, и частные лица. Поэтому нередко одни подрядчики нанимали людей, другие управляли, а стройматериалы поставляли третьи. В неразберихе больших проектов каждый подрядчик старался урвать своё и пытался сэкономить. На строительные площадки каналов завозили гнилую древесину, деревянные гвозди вместо железных, плохо откованные строительные костыли. А то и не завозили вовсе, “оптимизируя” по пути 5-10% стоимости закупки. В результате плохо укрепленные стены каналов регулярно обрушивались на рабочих, погребая их заживо.
Если ирландским мигрантам удавалось уцелеть и на работе, и во время возлияний — их здоровье подрывали холера и малярия. Которыми рабочие на прокладке каналов болели чаще, чем в городах. Работать приходилось в болотах, низинах, буквально что по пояс в воде.
Тяжкий хлеб каналов лучше всего выражает поговорка, которая зародилась в 1850-х в восточных Штатах: “на каждые шесть футов канала нужно по одному мертвому ирландцу”.
******
Те из сыновей зеленого Острова, кто был достаточно силен и крепок, чтобы выжить на строительстве каналов — получал, кроме нищенской зарплаты, опыт работы в строительстве. Такой опыт высоко ценили работодатели на шахтах и на железных дорог. Ценили не метафорически: ирландские рабочие знали, что с опытом работы на каналах, в несколько лет, их ждут на железной дороге, где за один день можно было заработать уже 1,5-2 доллара.
О том, как ирландцы работали на американских железных дорогах — в следующей статье. А также подробнее об уровне жизни, с разбивкой питания и повседневных расходов.
Для написания статьи я использовал:
Antsar Abed. Irish immigration to the United States of America, .1815- 1850.
******
Любезный мой читатель! Если тебе не сложно - и вдруг статья понравилась - кликни на лаек, поставь палец вверх. Пожалуйста. Тебе не сложно, а мне алгоритм Яндыкса статью бодрее откручивает.