И правда, не знаешь даже, как подступиться… Начнем с простой философской диалектики. Все, как известно, течет и изменяется, а если что-то не изменяется пятьсот лет, то это отнюдь не показатель эффективности, напротив – скорее мертвенности и окостенелости. Так как именно мертвое не изменяется, а все живое – растет и совершенствуется. Но если эта система до сих пор существует, значит, она кому-то выгодна и удобна.
Кому удобна классно-урочная система? Ответ сразу дает понять, почему она так долго существует. Она в первую очередь удобна не самим участникам учебного процесса – ученикам и учителям - а всем «начальникам» над этим процессом. В самом деле, урок – это не только основная «единица» учебного «производства», но и основная единица его оплаты. А покромсав учебный процесс на уроки и перемены, так легко добиться внешне эффективной организованности. Красота!.. Уроки – переменки: дети перетекают из одного кабинета в другой, учителя - как на конвейере: один класс, за ним другой…. Все задействованы, все легко проконтролировать – торжество организации и эффективности. А то, что эта организованность как-то слегка напоминает организованность заводскую, казарменную или даже тюремную – это никого не смущает. И насколько эффективно в этих условиях идет учебный процесс – тоже вопрос, похоже, второстепенный.
Может быть, сами учителя в восторге от этой системы? Допускаю, что это может быть только в условиях, когда не с чем сравнивать. Когда сами учителя выросли в таких условиях, когда их родители, а также бабушки и дедушки тоже пыхтели за партами и ждали вожделенных звонков или колокольчиков на окончание урока…. Немудрено, что эта система вошла, что называется, в «плоть и кровь» и стала, чуть ли не на генном уровне, незыблемым мифом педагогического сознания.
Но давайте спустимся еще ниже. Может быть, классно-урочная система выгодна тем, для кого она и предназначена – ученикам? Ведь на самом деле – это и есть главный аргумент за или против – согласны?
Вы только подумайте: каждый день мозги учеников буквально «разносятся» на части по шести-семи различным предметам. Они должны успеть меньше чем за час настроиться на очередной предмет, погрузиться в него, разобраться в новом материале, закрепиться в нем, проконтролироваться…. После короткой перемены – еще один предмет с абсолютно новыми подходами и законами восприятия и усвоения нового материала. И опять мозги за несколько минут проводят грандиознейшую перестройку всего мыслительного аппарата, и опять погружение, восприятие, усвоение, закрепление, контроль…. Но на очереди уже еще один предмет – и опять все по-новой!.. И так еще – несколько раз. И все это в статичном состоянии, сидя в скрюченном положении за партами на жестких стульях, облучаемые компьютерами и проекторами, под окрики учителей с постоянной угрозой двоек и домашних нагоняев, при полной потере интереса к изучаемому материалу. Скажите – как в этих условиях не сойти с ума?
Вы представьте, если бы подобным образом была хотя бы неделю организована жизнь у нас, взрослых. Час ты высчитывал и рассчитывал прибыль (математика), потом час изучал логистику производства товара, состояние рынка и положение конкурентов (история и обществознание), следом писал-составлял по этому поводу докладную-отчет (русский), потом час бегом мотался по разным этажам своего учреждения или таскал мешки с прибывшим товаром (физкультура), потом час изучал свойства прибывших товаров и взвешивал их массу (химия и физика), затем час переводил инструкции по их применению на русский язык (иностранный), еще час эвакуировался из своего кабинета на 15-м этаже по тревоге (ОБЖ)… И все это по звонку – с короткими перерывами, под угрозой выговоров, если за положенное время какую-то операцию не успел закончить.
Кажется, через неделю подобной жизни мы, если бы не сошли с ума, то точно уволились с такой работы. А вот нашим деткам увольняться некуда – остается «сходить с ума»… Да - в прямом и переносном смысле. А те, кто все-таки с него не сходят – знаете, за счет чего спасаются - и остаются, хоть и с подорванным здоровьем, но в живых и при более-менее здравом уме?.. За счет формального и несерьезного отношения к процессу обучения. За счет практически полной потери интереса к тому, что изучаешь. А по-другому и нельзя относиться к «убийственной» образовательной системе – только так и можно выжить.
В самом деле, друзья, вы только вспомните, как мы себя ведем, когда чем-то увлечены. Ведь у любого занятия, которому ты отдаешься полностью и вкладываешь в него душу, есть определенная инерция. Мы не можем – раз! - и по команде отвлечься и забыть о нем. Мы об этом думаем, переживаем, возвращаемся, по нескольку раз переделываем… И как неприятно и больно бывает, когда нас неожиданно куда-то отвлекли и прервали нашу увлеченность. Какая досада!.. Какая фрустрация и неудовлетворенность!.. Врагу не пожелаешь.
Да, врагам не желаем, а детей с удовольствием запихиваем в условия этой системы. Системы, которая с глупейшей педантичностью предусматривает в течение одного учебного дня шести-семиразовое включение детского интереса в абсолютно разных предметных сферах - по звонку и ровно на 40-45 минут… За этим даже, похоже, не глупость и не психологическая безграмотность, а какая-то дьявольская усмешка скрывается. Сделано все, что можно – чтобы подорвать детское здоровье и убить любой интерес к учебе.
Вот и сидят наши детки на уроках с отсутствующим видом, понуждаемые только окриками и угрозами учителей. Они прекрасно поняли и усвоили все правила навязанного им классно-урочного образования. Не стоит ничем увлекаться, даже если захочется. Ибо скоро зазвенит звонок и оборвет любое, даже самое интересное занятие. Только неприятнее будет. А через пару дней заниматься этим уже не захочется…
- А какая альтернатива? – спросите вы. Альтернатива есть, но наша цель была развеять враждебные мифы, а не показать контуры новой образовательной системы, в основу которой будет положена педагогика служения.
(продолжение следует... здесь)
начало статьи - здесь