Вчера я с дочкой вернулась домой заполночь. Куда это так поздно я ходила с ребенком?.. Нет, не в гости.
Вчера Ангелина впервые снималась в кино! Сегодня утром сказала на вопрос бабушки: «Не, актрисой не хочу, хочу быть художником-постановщиком». Я угадала, как и предполагала, уговаривая дочку сниматься. «Ангелина, главное даже не то, что ты себя увидишь на экране, а то, что ты многое узнаешь о существующих профессиях, о таких профессиях, с которыми ты так просто из житейской необходимости не встретишься».
Роман Пожидаев начал съемки нового фильма «Когда шел снег». Действие происходит в 70-80-е годы прошлого века. Меня и Ангелину пригласили в массовку. Съемки были в трамвае, который идет по Уфе. Обещали, что начнутся в 5, но как всегда... Сначала не заводился дизель. Заведение дизель-генератора сразу погрузило меня в атмосферу 70-80-х. У моего папы была моторная лодка, и вот кто видел и помнит, как заводились лодочные моторы, знайте, дизель-генератор заводится так же. Потом ждали гримера, потом актрис. Попутно красили современные пластиковые лыжи синей гуашью, замазывая брендовые надписи на английском. Оператор вспомнил, что на советских лыжах было написано «Мари Эл». Художник Эльвира вздохнула — если б вспомнить раньше, можно было бы сделать трафарет. Ангелине тоже дали кисточку, она красила и была в неописуемом восторге — ну когда и где еще ребенку доведется красить лыжи! Лыжника изображал Женя в моей шапочке-петушке. За день до съемок у меня дома перерыли вместе с художником-постановщиком Эльвирой все закрома, но отыскали-таки эту шапочку с надписью «СКА». Киношники очень сожалели, что я при переезде из частного дома пять мешков подобных вещей из той эпохи выбросила. Ну вот чего им было не снимать прошлой зимой — кримпленовые брюки и ботинки фабрики «Скороход», причем прямо в коробке, им были бы обеспечены.
Зухра Буракаева феерично вошла в образ пэтэуш-ницы-гопницы — в искусственной шубе с дерматиновым дипломатом и специфической раскраской лица. Вид был такой, будто у нее в дипломате главная ценность — пять бутылок водки по талонам.
Мы все с азартом преображались. Ангелине достался настоящий ранец, еще ей сшили шапочку с круговой резинкой, воспетой Костей Рольником (меня в его повести всегда глубоко трогало описание, как резинка детской цигейковой шапки больно врезается в подбородок). Ангелина сказала, что ей тоже неприятно. Все-таки моя мама была молодец —
ГАЛАРИНА, фото: М. Сарманаев
из эстетических соображений она пришивала пуговичку и петельку на такой шапке. Ну, а мне досталась папка дерматиновая на замочке с надписью «Встреча молодых писателей стран Азии и Африки. Москва 76».
Иван Новицкий написал мне шуточные стихи летом 94-го: «Рыжая Роза Азии, белый лотос Востока, кто тебя зло так сглазил, что ты ко мне жестока?» Теперь через кино и эту папку имею отношение к молодым писателям Азии. Интересно, чья она была? У меня с зоналки писательской тоже сохранились ручка и блокнот с надписью такого типа «Зональное совещание Союза писателей. Каменск-Уральский 2012».
В общем, в 8.40 вечера 1 марта трамвай наконец-то тронулся по маршруту. Когда мы проехали мимо неоновой вывески автоцентра «Nissan», я поняла, почему мы катаемся вдоль промзон ночью. Приметы современности — так трудно от них скрыться, снимая кино о таком близком безвозвратно минувшем времени. Да еще с таким маленьким бюджетом — декораций не выстроишь.
Уфимское кино, я тебя люблю с каждым фильмом, в котором снимаюсь, все больше и больше - потому что я начинаю понимать вас, мои драгоценные молодые режиссеры. Я не представляю, как, откуда и почему вдруг появляется и начинает творить эта новая плеяда в уфимской кинорежиссуре.
Но после круглого стола 26 февраля, посвященного проблемам дебютного кино, чувствую трепет ваших душ. Я напишу про круглый стол и про всех фантастически прекрасных юношей, которых я там встретила, и фантастически умных и продвинутых девушек, конечно же, внешне они тоже очень красивые. Но поражают не этим, а пониманием своей социальной миссии, как сказала Дарья Гладышева, региональный координатор Молодежного центра Союза кинематографистов России.
Вернусь к съемкам. Через час Ангелинке стало плохо. Запах бензина и тарахтение генератора — даже взрослых мутило, но ее уже успели отснять, и она пошла спать на заднее сиденье. Накрытая шубой, благополучно проспала до конца съемки. И даже не видела, как разбили тарелку с названием фильма. Есть такая традиция. Осколочек этой тарелки я захватила. Утром Ангелина спросила про нее (она запомнила разговор про этот обряд), и тогда я показала ей крошечный кусочек надписи.