В Башкирском государственном академическом театре драмы им. Мажита Гафури 21 февраля состоялась премьера спектакля «Кахым-туря», в котором заглавную роль исполнил народный артист республики Азамат Гафаров. Еще в 1957 году башкирским драматургом Баязитом Бикбаем была написана пьеса об удивительной и загадочной судьбе полководца Касима (Кахыма) Мурзашева. Сегодня эта история в руках художественного руководителя БАДТ Олега Ханова и историка Хамита Иргалина, который написал драматургическую версию пьесы Бикбая, приобрела новое звучание, особенное...
Ирина ГАЙНАТУЛЛИНА, фото: Р. Шумнов
Несколько месяцев кропотливой работы «театрального цеха», в котором без устали трудились художник Альберт Нестеров, композитор Урал Идельбаев и балетмейстер Сулпан Аскарова, многочасовые репетиции, вечерние прогоны спектакля — и вот долгожданная премьера! В зрительном зале нет мест.
Серо-белая сценография спектакля открывается еще до начала действа. Прозрачные серые полотна, словно темные тучи, нависают над белой сценой. На авансцене точно в ряд, как маленькие игрушечные солдатики, выстроены деревянные фигурки, которыми вскоре будет играть маленький герой спектакля «Дитя» — Ильназар Ахметзянов. «Дитя» — своего рода прототип Кахыма, спутник главного героя. Он внимательно будет следить за каждым движением Кахыма, смотреть ему в глаза, повторять его движения и вести в бой. Время от времени «Мать» — Гюлли Мубарякова — будет закрывать глаза маленькому герою, чтобы он не видел, какой ценой достается победа башкирскому войску. Героиня Гюлли Мубаряко-вой расскажет каждому зрителю о трагической судьбе башкирского полководца, а звуки курая будут переносить нас в сердцевину войны 1812 года.
Спектакль проникнут долей мистицизма, как и сама судьба башкирского героя. Кажется, нет определенного времени у этого спектакля, нет даты у этой войны, нет года смерти Кахыма. Но есть дух, который поднимал воинов и отправлял их на победу. Есть дух Героя, который вел за собой целый полк. Полк в спектакле состоит всего из семи человек. В лице семи воинов — десятки, сотни, тысячи отрядов, защищающих свое Отечество. Каждый воин рассказывает свою историю: например, как неравнодушен Акьегет (Руслан Хайсаров) к Асылбике (Гульназ Хай-сарова), как Асылбика — единственная девушка в полку — решила встать в один ряд с мужчинами, как зависть к полководцу Мур-зашеву превращает Колтубэ (Алмас Амиров) в предателя. И был человек, который разогревал ненависть Колтубэ к Кахыму — это был майор Фольгнер (Артур Кунакбаев). А на что, оказывается, способна жена Кахыма - Сафия (Ирада Фазлаева), когда в ней загорается ревность к мужу? На многое, если не на все: убийство близкого человека. Но у нее не получается, ведь не так должен умереть Герой, не от руки любимой женщины.
Сумрачность, которая таится в мыслях врагов командира, очень точно проявляется как в сценографии, так и в костюмах. Это далеко не те привычные для нас национальные одеяния и украшения. Все герои одеты в грязно-серые костюмы, на головах — объемные меховые серые шапки. Не слышен даже звон женских украшений, а все потому, что художник для изготовления нагрудных украшений использовал печать на ткани.
Нет яркого света в спектакле, сцена почти всегда в затемненном состоянии, а когда на темных полотнах проецируются бои, то и вовсе сцена остается без тени света. И маленький герой представляет собой свет, без которого Кахым-туря не оставил бы следа в истории народа.
Ближайший спектакль «Кахым-туря» — 15 марта.