Найти тему
Istina

Об избрании и миссии

Мои излюбленные творческие поиски лежат в сфере рассмотрения через призму онтологических категорий многогранных процессов бытия и льющие целебный бальзам на душу все новые открытия, в некоторой степени, позволяют видеть суть явлений без заваливания в дуальную крайность и, ко всей истории, которой проникнется читатель в настоящей статье, следует относиться – как исследованию.

Итак, настраивайтесь на внимательное прочтение того, что позволит, может быть, чуть свободнее ориентироваться в сложном мире отличий исторического предания от мифологии, богословия и теологии от обычной истории народов.

Первой в истории, известной монотеистической религией были духовные поиски древнего Израиля.
Периоды развития религиозно-философской мысли, можно поделить на
ветхозаветный и талмудический. Первый – это отражение договора общины с Богом, которому предшествовали события, приведшие к заключению договора, а последующее является иллюстрацией исполнения завета. Талмудический иудаизм представляет собой ревизию учения, что позволяет рассматривать его как совершенно иную религию.
Нас не интересуют последствия ревизии учения, а только причины. То, что изложено в Ветхом Завете не считается мифологией, так как она не совместима с монотеизмом и представляет, в некотором смысле, самую обычную священную историю (из-за метафорического изложения ряда откровений). Чтобы соблюсти стройность повествования, придется заимствовать библейские истории.

Адам и Ева первые люди согрешившие, и сие стало вошедшего в мир зла причиной. Поскольку, данный текст, служит ознакомлением с историко-религиозным звеном в цепи событий, следовательно, прошу скепсис поумерить на счет «ну какое зло пришло в мир, какое еще грехопадение…». Благодарствую.


Следующий важный библейский персонаж – это Ной, с которым и заключается первый завет Богом. У него было три сына – Сим, Хам и Иафет. По сути, заключенный Ноем завет не приносит в мир полнейшего отказа от греха и результатом, становится строительство потомками Хама Вавилонской башни, в некотором смысле, представляющейся символом богоборчества.

Последующий завет с Богом уже у Авраама, получившего личное откровение, и благословляются в нем все народы земли. История сужается до рассмотрения одной семьи и деятельности последующих колен. Их было двенадцать.

Потомки Авраама составили Ветхозаветную церковь, а благословение всех народов пришло вместе с Новозаветной церковью – Христом. От личного откровения – до национального и всеобъемлющего. Чтобы передать откровение миру, община должна была себя изолировать от влияния язычества, что отражалось в следовании строгой дисциплине.
Путешествия племени были долгими прежде чем оседлость сменила странствия: путешествия в Халдею, или же при Моисее в Палестину. Согласно преданию на Синае Моисею дается откровение о том, чтобы общине жить по религиозным заповедям. А в нерелигиозном – это дополнительные 613 правил, регламентировавших жизнь общины до малейших шагов. В этом смысле, соблюдение закона уже подразумевало регламент всей общины, а исполнение сулило здравие, долголетие, семейную счастливую жизнь и т.д. А далее, пророки стали обращать внимание на то, что, не может весь народ быть спасенным, только лишь следуя формальному исполнению закона.


Ответственность начинает рассматриваться – как личностная. Рассуждения, а в более точном смысле – понимание, происходило от постановок вопросов: почему беззаконные могут доживать до старости и здравствовать, быть успешными? То есть, сама по себе принадлежность к общине уже не оправдывала путь к спасению, – только ответственное служение. Хотя, идея личного покаяние еще не была сформирована, но первые ростки осознания важности оной были посажены именно подобными рассуждениями пророков.


В Ветхом завете, также, не было и идеи посмертной награды за праведность. Хотя, отдельные моменты при прочтении свидетельствуют о поисках ответов на вопросы о загробном мире. Теплилась надежда и на воскресение. Естественно, я не буду нагружать текст цитатами в доказательство, их можно легко при желании найти самим.
А можно и миллион контраргументов. Я лишь пишу о том, что понимаю сама. И так, как мне угодно изложить свое понимание.

А были и отступления от единобожия. Борьба последующая судей и пророков с увлечениями политеистическими культами в среде общины, является равноценной по значимости с описанием праведности в следовании завету и заповедям. Причины увлечения язычеством достаточно просты: как например пришедшие в землю Ханаанскую евреи, столкнулись с глубоко укорененным в вавилонской культуре народом (ханаанеями).

Новый оседлый образ жизни евреев предполагал смешивание с местными жителями, а следом и перенимание культуры служения богам. Со всеми вытекающими – человеческими жертвоприношениями, развратом и последующей деградацией от деморализации народа. Не сказать, что это был какой-то маленький отрезок, частный случай в истории. Скорее, есть все основания утверждать о проходящей через всю историю борьбе – как при судьях, так и при царях от единобожия отворачивавшихся.

Политическое устройство жизни общины было не монархическим, а представляло в начале правление судей – некоторая смесь анархии с теократией. Вопросом выживания стало призвание на царство подходящего кандидата – помазанника. И это чтобы выжить среди окружавших монархических государств, в том числе. Первым царем был Саул, благословенный на царствование пророком Самуилом.
Только помазание на царство не обеспечило гармоничности внутри общины, и более стало причиной для охлаждения отношений между духовными наставниками и царской вертикалью. Немного стихла борьба при царе Давиде, а когда взошел на трон Соломон – обострилась снова в силу отступничества царя – служения языческим богам. После Соломона царство раскололось на Израильское и Иудейское.

Израильское царство стало в некотором смысле языческим, и было завоевано Ассирией. Десять северных колен смешались с завоевателями, а часть стала именоваться самаритянами.
Далее, центральным местом библейской истории становится Иудея, где, так же правят языческие нравы среди народа и царей, но, все же борьба со служением чужим богам не прекращается.

И вот здесь, мы плавно переходим к уже формирующейся двойственной черте и последствиям борьбы с язычеством.

Дело в том, что пророки, взывая к народу о возвращении к единобожию, не уставали твердить и напоминать об избранности народа Божьего. Это достаточно обосновано, несомненно, и хороший прием для возвращения к старту рассудка заблудших. Единственное – что богоотступничество сие напоминание особо и не пресекало, а закладывало идею о племенном превосходстве.

Таким образом, изначальная духовная миссия уступала место идее господства над другими народами. И замкнутая внутриобщинная жизнь, в свою очередь, устоявшиеся регулировки – что призваны были лишь защитить народ от языческого влияния, привела к отождествлению себя как единственного претендента на Царствие Божие и только по национальному признаку. Более кратко: присвоение того, что Бог оставил всем родам человеческим в награду за исполнение Его заповедей.

Священное Писание еще не было сформулировано в том виде, который нам известен на сегодняшний день. В основном, имел форму устного предания, а отдельные записи хранились у левитов, объявивших себя хранителями и сделавшими их первое время недоступными для простого народа. Ими же и было сформулировано Второзаконие. Хотя, отдельным пунктом можно вынести и недовольство пророков сим положением, зато, после редакции под водительством левитов тексты стали доступны и простому народу.


И, таким образом, укрепилась священническая власть – что определила последующую историю еврейства. А вот другим, очень важным моментом истории мы будем считать завоевание царем Навуходоносором Иудеи, увод в плен большей части населения и оставление лишь бедных и малочисленных слоев на местах обитания.

Национальная трагедия, несомненно, объединила при помощи консолидации на религиозном фундаменте людей, но, в это же время, понимание личной ответственности за грехи и чаяния на воскресение, укрепили земное понимание Царства Божьего. В смысле, что эсхатологические ожидания были привязаны к территории и национальности. И если духовные наставники возвещали окончание кары Божьей с избавлением от грехов и покаянием, то левиты ставили вопрос о национальной и политической исключительности.

Страх перед карой Божьей за неисполнение регламента привел к тому, что любое отступление сопровождалось нагнетанием чувства вины и этим успешно пользовались левиты, в руках которых оказалась вся власть отлучения от общины – как самого страшного наказания.

Постепенно начинает формироваться свод правил обрядовых предписаний. Выводится точное различие между чистой и не чистотой, ритуальные правила и размывается вообще грань между гражданским правом и религиозно-философской догмой.

По сути, в вавилонский период зародилась и та партия (секта), которая позже будет называться фарисеями. И даже следует заметить, что пленение позволило формально быть государством внутри государства, придерживаясь своих законов, в том числе обрезания и возведения «субботы» в национальный праздник. В халдейском пленении они небыли, в привычном смысле, рабами – а ассимилировались в среде и даже могли стать халдейскими жрецами. В таких условиях тесного взаимодействия левитов и халдеев, начинает формироваться идея народа-бога.

Здесь следует пояснить, что халдейская философия основывалась на пантеизме. Заимствование языческой идеи обожествления человека наряду с самой природой и предопределило замену избранного для проповеди народа (ранее мы уже говорили об истории «избранности») на обожествление нации и приравнивания ее к народу-богу.

В таких условиях сращивания пантеистических и законнических мировоззрений, рождается традиция устного предания в новом образе. Она и составит основу новой секты, которая учила о владычестве евреев над Вселенной и всем миром, а ожидаемый Мессия проповедовался как временный земной царь, что, обеспечит господство земное.

Последующим периодом становится спасение персами из вавилонского пленения, а Иудея восстанавливается в виде персидской провинции. Хотя рассеянных иудеев собрать было трудно, а возвратившиеся более представляли собой мелкую секту, но для священства это все же означало период триумфа и победу национального колорита с мессианским душком.

Построение Храма не означало укрепления религиозной жизни. В истории появляется пророк Ездра, который заручился доверием персидского царя и добился от него письма – указа, в котором именно ему иудейская община была обязана самим своим существованием. Таким образом, благодаря языческому царю он умудрился сделать ранее невозможное – это узаконивание наказания вплоть до смертной казни за неподчинение.

Выстраивалась и государственная (митрополии) вертикаль, назначались судьи – что судили по иудейским законам, чиновники, собирались пожертвования на Храм и т.д. В том числе, для консолидации, он потребовал расторжения смешенных браков для утверждения расовой нормы. А доказать чистоту можно было следованием закону. Его реформы привели также приравнивание Торы к своду гражданского закона (что-то наподобие Конституции).

И Синедрион играл двойную роль, лишь формально для персов оставаясь хранителем законодательной власти. Во всеуслышание иудеи трижды в день гласили о Боге, и добавляли шепотом – что Царь. Эзотерический (тайный) закон, который был оформлен левитами на халдейской мудрости в устное и якобы от Моисея идущее предание, был практически равным по значимости Торе. И если дисциплинарные нагрузки подвергались критике, то законодатель всегда мог сослаться на устное предание.

Идея исключительности, опираясь на религиозно-национальный такой фундамент, несла смысл в получении господства путем создания иудейского царства. И сие имело психологические последствия для народа в целом.
Проявлялись они не в преображении человеческого духа, а следовании внешнему, – это и соблюдение внешней обрядовости, и формально-законнический образ жизни. В таких условиях сформировались и другие партии (секты).

Речь идет о фарисеях, саддукеях и ессеях. Первые были людьми сведущими в законодательстве, имели привилегии в общине. При римском владычестве они окончательно оформили учение о Мессии – как вожде в политическом смысле.

Поскольку народный протест вызывали постоянные правки закона, а различные школы между собой вступали в разногласия, то таковая ситуация не могла ни привести к формированию партии (секты), настроенной скептически к учениям фарисеев.

Этими были саддукеи, образованные материалисты и получившие свое название от имени философа Садока. Отвергнувшие устное предание, которое было сформулировано левитами на основе учений язычников-халдеев, принялись утверждать, что Тора подлежит лишь рациональному толкованию, а бессмертия души не существует вовсе вместе с воскрешением из мертвых. Такая крайность. Их можно считать протестными аристократами, но реального противовеса фарисеям они не составляли.

Естественно, что не только они (саддукеи) не удовлетворялись формально-юридической религией фарисеев, и на поле борьбы с еретиками появилась еще одна секта – это ессеи. У них был и обряд «омовения», вера в воскрешение в теле, суд после которого неправедные будут наказаны вечно. Жили закрытой общиной на берегу Мертвого моря, и толковали мистически закон Моисея.

Подводя итоги легкого повествования об истории «богоизбранности», хотелось бы добавить – что вера в Бога, Отца для всех родов на земле никогда не исчезала. О том возвещали пророки Израиля и продолжают духовные наставники в наше время.

К тому же, дарованное людям земли понимание богословских истин отразилось в трех авраамических религиях и Священных Писаниях. В Торе, в Новом Завете и Коране. И как бы между собой различия не обсуждали ученые мужи, не появлялись бы одержимые мессианскими идеями приземленного концепта различные секты во всех трех оставленных друг другу для напоминания чего-то очень важного религиозных мировоззрениях, людям, придется жить на одной планете и договариваться. Смирять гордыню и испытывать себя праведностью.


А ведь мною сделанные отсылки на историю и причины трансформации учения «об избранности» не только про древний Израиль. Если сможете найти сходства в настоящем времени – то прекрасно. Нет? – Каждому свое.
И, в общем, этот текст о том, чтобы о себе не думали – как о единственно избранных. И да, посмотрите себе под ноги, возможно и заметите – как кто-то умирает без вашей любви и помощи.

Салют!