Если честно, я был в шоке, когда увидел эту очень старую фотографию. Первая мысль в голове: "Боже, что за гигантский трактор?". Но когда шок немного отступил и кровь начала возвращаться в мозг, стало понятно, что не так всё просто с этим агрегатом.
Подобные штуки называются локомобиль. Сейчас локомобилями называют автомобили или грузовики, способные перемещаться как по обычным дорогам, так и по железнодорожному полотну. Но раньше локомобилями называли передвижные паровые двигатели, использующиеся для вырабатывания электричества в полевых условиях.
Я поспешу вас расстроить: локомобили (иногда их еще называют "портабль") не могут перемещаться самостоятельно. Да, у них есть колеса и есть двигатель, но его мощности не хватает, чтобы сдвинуть тяжелый механизм. Поэтому для их перевозки с места на место использовались паровой трактор.
Но для чего же электричество в поле? Да много для чего. Локомобили использовались для привода неподвижных сельскохозяйственных машин (молотилок, веялок, мельниц и т. д.), насосов, электрогенераторов.
В России локомобили выпускались до 1917 года Людиновским локомобильным заводом, а также Херсонскими, Бийским и другими машиностроительными заводами.
Но у паровых двигателей был крайне низкий КПД, поэтому они быстро ушли в небытие с появлением дизельных моторов. Усугубляло ситуацию тот факт, что локомобили работали на влажном насыщенном паре, что еще больше снижало КПД.
Однако при таком низком КПД в 3-4% локомобили широко и долго использовались в сельском хозяйстве, так как в качестве топлива могли использовать практически бесплатное топливо, которое собиралось и накапливалось тут же при осуществлении сельхозработ и первичной переработке сельхозпродукции: солома, лузга, костра, стебли подсолнечника и кукурузы и прочее подобное.