В последние лет 15-20 слово «логистика» стало модным, точнее, ‒ часто употребляемым
Причём настолько, что появились даже почти официальные «матери российской логистики» или «отцы-основатели российской логистики».
Специальность «логистик» или, в другой интерпретации, «логист» стала востребованной. Должность «Директор по логистике» стала престижной, хотя больше геморройной, извините за узкопрофессиональную терминологию. Следствием этого стало появление дисциплины «логистика» и производных от неё с разными названиями во многих ВУЗах.
Логистику препарируют на транспортную, складскую, таможенную и т.д. и т.п. Но ценность логистики именно в её целостности, о чём говорится при постановке целей логистики, которые будут описаны на канале в следующих выпусках.
Отдельно для обозначения комплексности логистики появилось понятие Supply Chain Management (SCM), - управление материальными потоками в цепях поставок, которое включает и управление запасами, и аналитику, и прогнозирование с планированием и бюджетированием, и транспортную, и складскую, и прочие «разделы» логистики до производственной включительно.
Отсчёт присутствия логистики в России ведётся с 90-х годов ХХ века, рядом специалистов упорно декларируется, что пришла она к нам - дикарям с запада, как сакральное знание.
Попробуем разобраться, что же такое логистика на самом деле. Как и откуда, а главное - зачем возникла. Какие задачи позволяет решить?
Существуют десятки, если не сотни современных определений логистики. Приводить их здесь не стоит.
Лучше постараемся понять, какие задачи призвана решать логистика, откуда взялась и каким образом она развивалась.
Экскурс в историю.
Как отрасль знаний логистика сформировалась на просвещённом Западе, говорят, в промежуток (по разным данным) времени с 40-х по 60-е года ХХ века от Рождества Христова.
Но как функция, как задача, логистика родилась намного раньше.
Вполне возможно, что вопрос возник в виде: «Как же дотащить этого мамонта до стойбища, пока он не протух или его не сожрало соседнее племя?». Называлось тогда это, наверное, что-то типа «О-РР-ЫЫх-РРыы!», но актуальная идея, таким образом, была сформулирована внятно и доходчиво для окружающих.
Развивалось человечество, ‒ развивалось общество, усложнялась задача. Решение с одним мамонтом потеряло актуальность.
Дальнейшие причины развития логистики (будем этот круг задач назвать так, ‒ по-современному) были максимально приближенными к реальности: возникающие города надо было снабжать свежими продуктами (холодильники и консерванты ещё не были изобретены) и дровами (газо-, нефтепроводы и ЛЭП будут построены гораздо позже).
Кроме того, зарождающимся государствам нужно было обеспечивать войска оружием, пищей, фуражом и т.п. и т.д.
Впервые комплексно логистическая задача, возможно, была поставлена официально в Древнем Египте или в Шумерском царстве за 2-2,5 тысячи лет до нашей эры. Параллельно такие же задачи формулировались на другой стороне Земли – в Древнем Китае.
Уже к моменту похода Рамзеса Великого на хеттов подобная задача была сложна для решения.
Судите сами: Рамзесу требовалось через степи и полупустыню провести более 20 тысяч воинов, обеспечив их запасными стрелами и луками, обеспечив их пищей, обеспечив ремонт колесниц и фураж для лошадей. Кстати, пирамиды были построены задолго до Рамзеса, т.е. задача стала разноплановой и начала усложняться ещё раньше.
Когда лицо Елены Прекрасной «позвало в поход десять тысяч кораблей», оно (это лицо) и не подумало о том, что нужно организовать Информационные потоки:
‒ известить ахейцев, данайцев и прочие племена о том, что лицо их уже-таки позвало,
‒ причём, сообщить: куда именно позвало,
‒ когда им ‒ званым там надо быть и
‒ зачем, ‒ чтобы понять, какое оборудование прихватить. Ну, там шампуры, мангалы или всё-таки мечи и копья со щитами?
Лицу не было понятно, что нужно собрать воинов, определив место (или несколько мест) встречи (точка сбора или рандеву), не просто удобное для многих, но и способное этих многих вместить.
Поэтому пришлось всей работой заниматься другим людям.
Также нужно было решить, кто и каким образом добирается до точки сбора, и где собирается все войско. Как и когда войско будет доставлено до точки назначения (Транспортная логистика).
Было необходимо:
‒ обеспечить все сборное войско пищей, оружием, новобранцами и развлечениями (Организация снабжения).
‒ проанализировать потоки конкурентов, простите, Трои и перекрыть снабжение города (аналитическая работа).
‒ разместить племена и воинов с вождями таким образом, чтобы предводители знали, кто, где находится (Адресное хранение),
‒ а воины не ссорились из-за того, что «здесь будет стоять мой шатёр, а не твой, потому что мне больше негде» (Топология склада) и в то же время не мешая друг другу могли собраться на битву.
Много вопросов возникает при чтении «Илиады» и лицо, создавшее столько, извините за профессиональную терминологию, геморроев, перестаёт вызывать симпатию: позвать ‒ позвало, а само даже не озадачилось решением.
К сожалению (или к счастью), автор (Гомер – тот, который слепой, а не который Джей Симпсон) не описал, каким образом они решались.
Хотя, если бы он их описал, то это, скорей всего, была бы уже не «Илиада», а диссертация по логистике.
Но мы слишком углубились в проблемы греческого войска. Идём далее.
Кир Великий, Александр Македонский, Дарий II и т.п. были не только и не столько великими полководцами и государственными деятелями. Они были великими логистами, ибо не так сложно «мановением руки» (или ещё чего) послать десятки тысяч воинов в бой.
Намного сложней послать в бой сытое (как минимум не голодное), обученное, хорошо выспавшееся (или хотя бы не очень утомлённое и заморенное) и вооружённое до зубов (как минимум ‒ снаряжённое необходимым и достаточным) войско.
Именно в эту, первую эру логистики и начала формироваться идеология и подходы решения задач того, что в ХХ веке было сформулировано и описано как стандарт MRP (Material Requirement Planning) – Управление потребностью в материалах.
Следующий этап развития логистики пришёлся на период возникновения и развития Римской империи. Именно в это время возникла потребность и начали формулироваться задачи Управления распределением (DRP).
Как переправить зерно или рабов из колоний, имеющих их в избытке, туда, где их не хватает?
И переправить таким образом, чтобы не вызвать голод или дефицит рабочей силы у «экспортера».
Как перебросить и снабдить всем необходимым легионы разных театров военных действий: от Северной Африки и Ближнего Востока (например, для участия в Иудейской войне, так подробно описанной Иосифом Флавием) до Британии, Галлии, берегов Дуная и Дона?
Везде возникали свои потребности, ‒ в соответствии с условиями.
Особенно требовалось учесть необходимость удовлетворить широкий спектр потребностей легионов: в пище, оружии, конях, новобранцах и т.п. и т.д.
Нужно было понимать, что необходимо привозить издалека, а что можно использовать из местного производства.
Попробуйте проанализировать Альпийский поход Ганнибала, и станет ясно: он был великий бизнесмен, то есть, извините, полководец, но в логистике понимал гораздо меньше, чем его коллеги: Цезарь, Август, Марк Аврелий или Помпей.
Возможно, ещё в Римской империи стали формироваться задачи, решение которых поздней позволило разработать стандарт MRP II (Manufacture Resource Planning) – Управление потребностью в ресурсах, описанный в 80х года ХХ века.
Время падения Римской империи совпало с исторической необходимостью выделения логистики из задач в отдельную функцию, так как диктаторы, императоры и полководцы уже физически не успевали, не просто оптимизировать распределение, но даже управлять им.
Византия, возникшая на руинах Римской империи, учла этот опыт, благодаря чему в самом начале существования Византии возникла должность великого логофета, который, фактически, являлся главнокомандующим. Так появился первый директор по логистике.
Немецкий исследователь профессор Г. Павеллек отмечал, что главным назначением логистики в Византии было
"платить жалованье армии, должным образом вооружать и подразделять её, снабжать оружием и военным имуществом, своевременно и в полной мере заботиться о её потребностях и, соответственно, подготавливать каждый акт военного похода, т.е. рассчитывать расстояния, риски и время, делать правильный анализ местности с точки зрения передвижения армии (учёт инфраструктуры), а также силы сопротивления противника. И в соответствии с этими функциями управлять и руководить, одним словом, распоряжаться движением и распределением собственных вооружённых сил".
Это позволило Византийской империи продержаться ещё почти тысячу лет, несмотря на постоянное давление арабов и турок-сельджуков, да и западных «партнёров», накопив при этом (не растрачивая понапрасну) несметные богатства, вызывавшие изумление и восхищение даже у врагов.
Погублена она, как известно, во время четвёртого крестового похода «просвещёнными и цивилизованными» западноевропейскими «партнёрами».
К этому времени логистика усложнилась настолько, что одного, даже самого прекрасного, лица было уже недостаточно, чтобы «позвать в поход десять тысяч кораблей».
Необходимо было что-то посущественней, чтобы позвать: деньги-ресурсы либо «высшие соображения», например, идейно-духовные.
Впрочем, даже идейно-духовных соображений и даже «зова» было уже недостаточно, о чём свидетельствуют результаты похода Петра Отшельника или «детского похода», предшествовавших Крестовым походам.
Поход, возглавленный Готфридом Буйонским (Бульонским), потому и достиг цели, что был подготовлен с точки зрения логистики.
А Восток? Восток не отставал, а во многом даже и обгонял Запад.
Самый известный пример - Великий шелковый путь. Именно здесь зародилось направление «логистика как бизнес» со своей специализацией, например, ‒ разделением маршрутов и участком маршрутов.
Караванщики, водившие караваны из Китая и Индии через Уйгурию, Среднюю Азию и Персию в Багдад и далее в Европу, были, по сути, прототипами первых транспортно-экспедиторских компаний.
Караван-сараи, стоявшие на этом действительно, великом пути, можно считать прототипами современных складских, или даже 3PL-операторов.
Первые же европейские прообразы 3PL-операторов появились в XIV-XV веках в Генуе и Венеции, т.е. на тысячу лет позже.
Возможно, что именно от Великого шёлкового пути берет свои истоки концепция SCM (Supply Chain Management), концепция сквозного управления цепями поставок.
Ведь на всем пути меняли:
русские меха на пряности,
пряности - на мечи, сделанные в Хорасане и Дамаске из индийского булата,
мечи - на драгоценные камни из Индии или Маверранахра,
камни - на сартских рабынь,
рабынь - на арабских и ахалтекинских скакунов и т.п. и т.д.
И так до тех пор, пока не получали в Китае шёлк, чтобы запустить цепочку в обратном направлении.
В течение длительного времени логистика больше развивалась с точки зрения организации процессов.
Немного поздней, в канале расскажем о современном развитии логистики.
Если заявленные темы интересны, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.
В комментариях ждём ваши вопросы.
Не забудьте поделиться заметкой с друзьями и коллегами. Репост приветствуется.
P.S. Выражаем благодарность авторам, чьи рисунки использованы для иллюстрации