Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

КАК ПЛАНИРОВАТЬ УРОКИ, ЕСЛИ ВЫ НА СЕМЕЙНОМ ОБУЧЕНИИ

Оглавление

Одна из проблем новичков в семейном образовании - настройка такой организационной системы, при которой уроки планируются быстро, а во время уроков все у вас под рукой вместе с дополнительными материалами. А сами вы пребываете в состоянии спокойного, знающего верный путь мудреца… Кто-то находит организационное решение быстро, а кому-то требуются годы и десятки экспериментов, чтобы найти методику, при которой подготовка к урокам приносит удовольствие, а результативности позавидуют даже опытные учителя.

1|| ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД ВПЕРЕД

Дальновидные мамы во время летних каникул (а если дети сдают экзамены в апреле-мае, то появляется еще один месяц в запасе) составляют учебный план сразу на год. Это школьная методика, которая учитывает тематический и календарный план, равномерно распределяя предметы по каждой учебной неделе на протяжении всего года. Хоумскулеры к ней часто прибегают именно на первых порах, пока неизвестен собственный стиль и темп обучения.

И когда становится известно, какие темы по какому предмету в каком месяце будут изучаться, то подбор образовательных материалов (книг, фильмов, подкастов) ведется с прицелом на несколько месяцев вперед. Например, попалась вам сейчас серия документальных фильмов о средневековых замках, а вы знаете, что у вашего шестиклассника в середине следующего ноября как раз будет тема «Жизнь средневековых городов», значит, планируете просмотр фильмов на ноябрь и складываете файлы в папку «Ноябрь». Для книг, журналов, других материальных обучающих материалов мамы заводят боксы.

https://thedeliberatemom.com/the-best-homeschool-planning-secrets-hacks/
https://thedeliberatemom.com/the-best-homeschool-planning-secrets-hacks/

Для себя, чтобы не запутаться в обилии планов, заводят специальные «журналы хоумскулера», в которые вписаны цели и задачи обучения по каждому предмету, шаблоны расписания, темы, задания и упражнения на отработку новых правил, списки проектов, стихов для запоминания и т.д. Это трудоемкий, но эффективный способ планирования. Хоть и не для всех работающий.

2|| ПЛАНИРОВАНИЕ НА МЕСЯЦ ВПЕРЕД

Исходя из количества времени, остающегося до аттестации, и количества материала, который нужно освоить, составляется список тем по каждому предмету и делится на оставшиеся месяцы. Теперь список тем для изучения, выпавший на долю ближайшего месяца, прорабатывается с максимальной тщательностью: подбираются конспекты, упражнения, тесты, контрольные… Как именно ребенок будет осваивать эти темы - по несколько предметов в день, как в школе, или блоками (неделя - только биология, неделя - география, три дня подряд - математика, ежедневно - русский…) - решать вам. Главное - чтобы к концу месяца не было хвостов.

-3

3|| ПЛАНИРОВАНИЕ НА НЕДЕЛЮ ВПЕРЕД

В этом случае есть примерный календарно-тематический план, но тщательно он прорабатывается только на следующую неделю. Можно попробовать под недельное планирование использовать такую организационную систему. Вам понадобятся держатели для папок - по одному на каждый день недели. И папки для предметов, которые учит ваш ребенок. Каждому предмету лучше завести папки одного цвета. Если у вас на неделе запланировано четыре урока математики, значит, и папок под математику нужно будет купить четыре штуки (+ некоторый запас). Теперь, согласно расписанию уроков на неделю, распределяете папки по держателям: на понедельник - папка с русским языком, папка с литературой, папка с окружающим миром. Вторник - математика, английский, технология. И так по всем дням. Теперь, согласно учебному плану, распределяете по папкам конспекты и планы уроков вместе со всеми нужными полезными материалами, заранее на всю неделю делаете распечатки - тесты, заготовки для поделок, тексты для чтения, дополнительные задания по темам. Для уроков технологии прямо в держателе того дня, на который она запланирована, можно хранить и пластилин, и пенал с ниточками, пуговицами, фетром, клеем, ножницами, не говоря уже о цветной бумаге и картоне.

Система работает, легка для пересмотра расписания уроков, но требует к себе еженедельного внимания на выходных днях: убрать старые материалы, не захламлять держатели и папки мусором. Вместо держателей можно использовать ящики или боксы.

https://www.classroomtestedresources.com/2015/06/easy-organized-yes-please.html
https://www.classroomtestedresources.com/2015/06/easy-organized-yes-please.html

***

Без учебного календарного плана, хотя бы приблизительного, обойтись вряд ли получится - вам ведь нужно подготовить ребенка к аттестации, к экзаменам, поэтому вы должны знать, что именно будете изучать в течение года. Но вот как именно изучать, хоть и с оглядкой на тематический план, - тут гораздо больше вариантов.

4|| ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРИНЦИПУ «ГОЛОВА-СЕРДЦЕ-РУКИ»

Для мам, которые дома учат младшеклассников, может показаться интересной концепция «голова-сердце-руки», согласно которой предметы на день подбираются по принципу: что-то полезное для ума (знаниевые предметы - окружающий мир, языки, математика), для сердца (литература, пение, музыка) и для рук (рукоделие, рисование).

Главный предмет дня - знаниевый, ему уделяется больше времени, он тщательнее изучается. Предметы для души тоже могут занимать много времени, особенно, если это увлекательная книга, но здесь уже главное - развитие речи, воображения, эмоционального мира. И, наконец, рукодельные предметы как отдых, их можно отнести на вторую половину дня и заниматься столько, сколько хочет ребенок. А если вдруг не хочет, то просто ставьте перед ним целью достижение какого-то небольшого результата, например, раскрашивание фона для открытки, которую доделаем завтра. Постепенно ребенок привыкнет, что ИЗО и технология в семье обычное приятное дело, а не вымученная поделка раз в неделю или в месяц. К тому же, с таким подходом ежедневно развиваются творческое мышление и мелкая моторика.

-5

К «ручным» предметам относятся: вязание, вышивка, ткачество, изготовление открыток, свечей, картин, лепка, скручивание цветов, шитье, изготовление пряников и печенья, ведение художественных журналов…

5|| ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ БЛОКАМИ

Блочное изучение предметов нравится многим учащимся. Мы уже упомянули его вскользь, разберем подробнее. На определенный промежуток времени, скажем, на неделю, для изучения выбирается один предмет. За эту неделю учащийся может осилить или весь учебник (особенно, если предмет не занимает в календарном плане много времени - как обществознание или ОБЖ) или какую-то часть курса. Но в любом случае учащийся пройдет предмет с опережением по календарно-тематическому плану. Закрепляете знания тестами, контрольными и на следующей неделе переходите к другому предмету. И так далее. Некоторые школы даже проводят аттестации именно так - блоками: география, биология, технология за годовой курс, например, сдается в ноябре; русский язык, литература, математика - в марте; остальное - в мае.

-6

Если аттестация только раз в год, а блочная система нравится и вам, и ребенку, просто не забывайте периодически устраивать контроль знаний по темам предметов, которые изучались несколько недель назад.

6|| ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИ ИНТЕГРИРОВАННОМ (МЕТАПРЕДМЕТНОМ) ОБУЧЕНИИ

Интегрированное обучение это такое обучение, при котором не происходит разделения знаний на отдельные дисциплины, границы словно стираются. За одно занятие ребенок применяет и знание окружающего мира, и навыки решения математических задач, и общение на иностранном языке и пр. Это один из самых сложных подходов к обучению, но, безусловно, один из самых интересных и полезных для детей, поскольку в результате интегрированного познания у ребенка формируется целостная картина мира, повышается учебная мотивация, у ребенка лучше раскрываются интеллектуальная и эмоциональная сферы. Особенно это важно на этапе начальной школы. При традиционном предметоцентричном подходе дети зачастую не осознают, что знания, полученные на одном предмете, можно успешно применить при освоении другого предмета. Да и в рамках одного предмета детям становится банально скучно. Они хотят уроки-праздники, на которых никогда не знаешь, что интересное тебя ждет. Дать советы по планированию интегрированных уроков нелегко. Нужен большой запас времени и знаний, чтобы по крупицам собрать материалы для такого учебного плана.

Прежде всего, нужно определиться с целями - чему вы хотите научить ребенка за определенный промежуток времени? Если слабое место таблица умножения, правила русского языка и артикли английского, то сюжеты уроков нужно выстраивать именно на этой основной линии. Все остальные предметы присоединяются второстепенно, где-то больше, где-то меньше. Для маленьких детей уместными будут занятия с сюжетами сказок, путешествий литературных персонажей, приключений в какой-то научной стране… Да, почувствуйте себя сценаристом!

Для детей среднего возраста можно выстроить сюжеты на исторических линиях: создание макетов древних городов с расчетами, расшифровка летописей с применением филологических знаний, написание исторических романов (писателям придется изучать множество данных, чтобы роман был похож на реальность выбранного для повествования времени) и т.д.

-7

На интегрированных уроках интереснее всего работать группой. Поэтому, если у вас на семейном образовании несколько детей, попробуйте собрать такой учебный день или даже неделю, при которой всем детям будет чем заняться вместе и извлечь каждому для себя новые знания.

7|| ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРИНЦИПУ УЗЛОВЫХ МОМЕНТОВ

Даже если у вас аврал, принцип узловых моментов поможет вам не потерять учебный день и придерживаться выбранной образовательной тропы. Вам нужно четко определить все, что важно в обучении каждого из детей, подыскать себе помощников и определить отчетное время в течение дня. Под помощниками мы подразумеваем не армию нянь и репетиторов, а всевозможные обучающие тренажеры, приложения…

Скажем, для изучения английского вы выбрали какое-то приложение или сервис, сообщите детям, что теперь они выполняют по одному занятию с этим приложением каждое утро, сразу после завтрака. А в 10:00 по понедельникам и пятницам занимаются с тренажером по географии. А еще после обеда младшие дети делают по развороту кумона, а старшие - по странице своих математических тренажеров. Или онлайн-тесты по русскому сдают. Еще 20-минутка письма… Так что если даже вы плохо себя чувствуете и не сможете сегодня заниматься с детьми по текущему учебному плану (а узловые моменты это всего лишь дополнение к учебному плану, помогающее быть более организованными!), вы можете быть спокойны - свой образовательный минимум они все равно получат, причем без вашей помощи: вам даже напоминать необязательно, если заведете каждому ребенку на телефон приложение-напоминалку.

В планирование по принципу узловых моментов идеально укладывается утренняя корзинка, о которой мы писали вот здесь, и которая любима многими хоумскулерами. Ее можно даже с собой в дорогу брать, если вам срочно надо куда-то поехать.

-8

***

Конечно же, все способы планирования (описанные и не описанные здесь) могут совмещаться до тех пор, пока не найдется вариант, идеально устраивающий именно вас. Желаем найти его как можно скорее!

Жанна Алибулатова