Найти тему
Руслан Зырянов

Уходя, гасите свет. Оно приходит ночью (It Comes At Night). Авторские заметки

Достаточно непростой фильм для анализа. С одной стороны, перед нами абсолютно нетривиальный сюжет про жизнь простой семьи после, очевидно, бактериологической катастрофы со всеми недостатками, свободами, правилами и условностями. Встреча еще одной семьи по ходу повествования помимо преимуществ несет в себе еще и скрытую угрозу для устоявшегося быта. Конкретно в этой части фильм не показывает ничего выдающегося, он абсолютно серый, бесхарактерный и предсказуемый. 

С другой стороны, фильм обладает психологическим подтекстом, который движет поступками людей и определяет их место в новом миропорядке. Именно в этом кинолента преуспевает. Мрачный эмбиент, немногословные кадры, постоянная полутьма и ощущение наступающей угрозы. В конце фильм становится совсем бескомпромиссным, не делая скидок на ожидания зрителей и, плетущееся из последних сил и подпирающее себя костылями, повествование.

Этот финальный аккорд, эта финальная звенящая в тишине нота... И возникает вопрос: а почему бы раньше не раскачать фильм до нужной температуры, почему нужно было так тщательно убаюкивать аудиторию, чтобы мучительно заставлять себя досматривать такой блеклый фильм?.. Конечно, вопрос риторический, но можно ведь создавать атмосферу абсолютно другими методами и приемами.

Отсюда и корень всех проблем, не позволяющий грамотно подвести зрителя к правильной оценке произведения. Говорить, что фильм проходной или актеры играют как-то не так, нельзя, но на лицо отсутствие элементарных черт или особенностей, которые бы отличали «Оно приходит ночью» от целого моря сходных психологических драм/триллеров. С субъективной точки зрения, фильм заслуживает крайне средних оценок, и оставлю пожелание: набраться сил и дотерпеть до очень и очень недурного финала.