В сентябре прошлого года администрация Трампа опубликовала национальную кибернетическую стратегию (кибер-стратегию), с гордостью заявив, что это была первая полностью сформулированная кибер-стратегия за 15 лет. На прошедшей неделе проходили ежегодные слушания по угрозам в разведсообществе, которые обнажили «фантастический мир» этого документа и сопоставили его положения с «холодной суровой реальностью». Национальная кибернетическая стратегия рисует амбициозный взгляд на то, что и как делают США в киберпространстве, и что они должны делать в будущем. Четыре столпа стратегии кажутся неоспоримыми: защита Родины и образа жизни Америки; содействие американскому процветанию; сохранение мира через силу; и продвижение американских интересов. Кто может с этим поспорить? Лучшие стратегии формулируют будущий мир, прокладывают путь к нему, генерируют новые идеи и выравнивают разрозненные элементы правительства на общем пути к успеху. И это большое дело.
Но есть стремление, а есть вымысел. На этой неделе директор Национальной разведки по оценке угроз вылил холодную воду на две большие кибер-идеи в области стратегии. Во-первых, утверждение о том, что США сохранят свое лидерство в развивающихся технологиях. Никто не сомневается, что новые технологии имеют решающее значение для военной и экономической конкурентоспособности Америки. Но Китай также осознал этот факт, то есть, насколько важны эти новые технологии для его национального успеха. Искусственный интеллект (ИИ), например, взял на себя главную роль в плане Пекина «Сделано в Китае 2025». И этот план агрессивен, призывает Китай идти в ногу с США уже к 2020 году, достичь прорывов к 2025 году и стать мировым лидером в области искусственного интеллекта к 2030 году. Так же, как ядерная гонка и космическая гонка, теперь это технологическая гонка, которая определит глобальную динамику на долгие годы. В Национальной кибер-стратегии США Белый дом надеется «катализировать лидерство Соединенных Штатов в новых технологиях и содействовать идентификации правительства и поддержке этих технологий». Это какой-то неопределенный оптимизм. Реальный вопрос заключается в том, возможно ли США сохранить свое нынешнее преимущество?
Ответ директора Национальной разведки: — «Нет». В своих подготовленных показаниях директор Национальной разведки Дэн Коутс дал понять, что американские спецслужбы пришли к выводу, что США уже начали терять свои преимущества в новых технологиях, и что лучше привыкнуть к этому. Он даже представил разрушительную диаграмму с названием «исследователи во всем мире ссылаются более на иностранные и менее на американские источники», которая показала круто растущую линию для китайских исследовательских цитат по всему миру за последние 10 лет и стремительное снижение для американских цитат. Доказательства не лгали. «На 2019 год и последующие годы» Коутс написал: — «инновации, которые управляют военной и экономической конкурентоспособностью все чаще происходят за пределами США, тогда как в США в целом темпы развития науки и техники уменьшаются; возможность разрыва между коммерческими и военными технологиями испаряется; и иностранные субъекты активизировали свои усилия с тем, чтобы приобрести ведущих специалистов, с соответствующими знаниями, а также имущественные права посредством законных и незаконных средств».
В «Национальная кибер-стратегии» также заявляется, что США будут «сохранять мир силой» в киберпространстве, в то же время, среди прочего, поощряя соблюдение глобальных кибернетических норм. Показания DNI на этой неделе поставили ограничения на все эти разговоры, ясно давая понять, что кибер-нормы очень оспариваются Китаем, Россией и их автократическими приятелями, которые считают, что каждая страна должна подавлять свободное выражение в своих собственных границах и свободное предпринимательство извне. «Автократические команды», похоже, выигрывает благодаря коварной стратегии заселения международных организаций, таких как ООН, своими соотечественниками, чтобы продвигать свои собственные взгляды на «глобальные нормы». В случае, если вы пропустили это, то Китай теперь является вторым по величине вкладчиком в бюджет Организации Объединенных Наций. «Китай успешно добивается для своих граждан того, чтобы получать руководящие должности в секретариате ООН и ассоциированных организациях», — отмечается в «Разведывательной оценке угрозы», — «и он использует свое влияние, чтобы дожать государства-члены ООН с тем, чтобы они согласились на преференции для Китая по таким вопросам, как права человека и Тайвань».
И в таких вопросах присутствует кибер-конкуренция, и положение США становится все хуже, угрожая демократии в стране, международному порядку и американской власти. У Америки есть 17 разведывательных агентств, чья работа заключается в том, чтобы проникнуть в неопределенность, понять, что происходит сегодня, а также определить драйверы возможного будущего, чтобы руководство страны могло улучшить политику. Другие недавние крупные правительственные документы, включая «Стратегию национальной безопасности» администрации Трампа и «Взгляды Киберкомандования Соединенных Штатов», изображают мир, раздираемый конкуренцией, которая требует большего доверия, компетентности и действий со стороны Соединенных Штатов для продвижения национальных интересов. Что делает национальную кибер-стратегию очень важным инструментом. Пришло время нашей кибер-стратегии присоединиться к программе. И начать с разведки было бы полезно. Любая стратегия, не привязанная к реальности, вообще не является стратегией.