Был отличный день. И электричка была не переполнена. Я возвращался в свое общежитие. Трехчасовая поездка. Но тот разговор, тот опыт сохранится в моей памяти навсегда.
Мать сидела со своим ребенком прямо напротив меня. Мы оба смотрели в окно. Место у окна - это большая удача, не так ли. Будучи интровертом, я обычно все три часа в пути смотрю в окно, разглядываю одни и те же пейзажи; слушаю музыку, одни и те же песни. Но на этот раз я не смог отвести взгляд от матери с дочерью, сидящих прямо перед мной. Дети очаровательны. Похоже, девочке было около трех-четырех лет, насколько я догадывался. Ее мама выглядела довольно молодо.
Иногда мы непроизвольно пытаемся определить возраст незнакомца или незнакомки, когда они довольно надолго попадают в поле нашего зрения. Ладно, вернемся к моим попутчикам. После нескольких минут нахождения в режиме «наблюдаешь — не подаешь вид, что ты наблюдаешь» я понял, что у девочки были определенные проблемы в общении со своей матерью. В ее действиях и реакции наблюдалась скорее какая то умственная отсталость, что ли, или отставание в развитии. Чувствовалось ненормальное в общем понимании поведение.
В какой-то момент девочка начала разглядывать, прямо пялиться на меня. Я попытался улыбнуться и в итоге почувствовал себя неловко. Я спросил ее имя. За нее ответила мама. Я улыбнулся. Тогда мы просто стали говорить об обычных вещах. Она спросила меня, куда я держу путь. Я коротко ответил. Потом спросил у нее то же самое. Она вздохнула и ответила, что едет на курсы по лечению ребенка. Будучи врачом, я инстинктивно спросил о ее состоянии. Тут она замолчала на некоторое время, я видел как она немного задумалась. Но потом она ответила. Может, потому что она знала, что я студент медицинского факультета, или, может быть потому, что состояние девочки было видно со стороны и очевидно. Она сказала, что ее дочка страдает от небольшого психического расстройства, а если точнее, от афазии, а также от некоторых патологий конечностей. Я сказал, что мне было жаль.
Чтобы снять легкое напряжение в этот момент я сказал: «Ваша дочь очень похожа на вас, она такая же красивая». Я не знаю, почему и как я это смог сказать. Я никогда не говорил так с незнакомым человеком. Но, честно, я был радостным от того, что сказал это. Мать улыбнулась, счастливая, на этот раз гордая. Я увидел как ее щеки стали чуточку розовее. Дочка стала играть с ее лицом.
Мне стало интересно и мой пытливый ум задал еще один вопрос. Я спросил, были ли осложнения во время беременности. Она слегка рассмеялась и сказала: «Я не знаю. Я не рожала ее». Я был потрясен на мгновение. Она почувствовала мое замешательство и ответила на мой незаданный вопрос, что они с мужем удочерили ее, когда ей было три года, и с тех пор прошло еще два. Уму не постижимо! Столько заботы и любви к приемной дочери — границ просто не было! Они приняли ее в свою семью. Неважно, в каком состоянии находится ребенок. Они дали ей новую жизнь, ради которой стоит жить. Они дали себе новую жизнь. Я все продолжал удивляться, насколько чистыми были их отношения.
Позже мы не говорили ни о чем значимом. Мы просто погрузились в свои мысли, я находился в состоянии полного спокойствия. Я улыбался девочке, мысленно восхищаясь ее приемной матерью.
Незадолго до того, как электричка остановился на станции, чтобы высадить всех пассажиров, девочка улыбнулся и подмигнул мне. Ну ничего себе! Это сделало мой день, как сейчас говорят. И в целом это небольшое путешествие надолго зарядило меня позитивными мыслями.